Начало года — время подвести итоги ушедшего года и заглянуть в будущее отрасли. С чем нам предстоит столкнуться в 2025 ?
Главными событиями отрасли в 2024 году стало введение обязательной маркировки для ветпрепаратов и кормов для домашних животных.
Несмотря на то, что против данной процедуры протестовала вся отрасль в целом, в конце декабря 2023 года вышло два постановления правительства РФ: о проведении эксперимента по маркировке кормов (№ 2220) и ветпрепаратов (№ 2222).
Многие представители отрасли высказывались о переносе сроков вступления в силу маркировки на 2 года, на 1 год или хотя бы на 6 месяцев, но после консультаций с Минпромторгом и руководством «Честного знака» стало понятно, что ни о каких переносах сроков речь не идет.
Настало время готовиться к новой процедуре.
В январе Союз предприятий зообизнеса заключил соглашение о сотрудничестве с «Честным знаком» и призвал своих участников начать работу в рамках эксперимента, чтобы подойти к маркировке с максимальной готовностью. Было проведено множество заседаний рабочих групп и вебинаров. В марте на площадке ТПП РФ совместно с Комитетом по АПК и Советом по развитию потребительского рынка СПЗ провел круглый стол «Ветпрепараты и корма: от эксперимента к маркировке». На нем было, в частности, объявлено о компенсации 50% затрат малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования для маркировки и о предоставлении крупному бизнесу беспроцентной рассрочки на три года на приобретение оборудования, с возможностью погашать ее равными долями в течение последних двух лет. 25 мая 2024 года вышли ПП РФ № 647 (по обязательной маркировке кормов) и № 675 (по ветпрепаратам).
Активное обсуждение проблем маркировки на различных площадках привело к тому, что 26 августа Фонд развития промышленности расширил перечень продукции для программы «Маркировка товаров». Производители кормов и ветпрепаратов смогли воспользоваться льготными займами Фонда на сумму до 50 млн рублей для целевой закупки оборудования цифровой маркировки «Честный знак». Также СПЗ организовал в Telegram группу «СПЗ. Маркировка ветпрепаратов», где участники оборота задают волнующие их вопросы и получают оперативные разъяснения от «Честного знака».
Это особенно важно в свете того, что с 1 марта 2025 года становится обязательной передача в систему сведений о розничной реализации ветпрепаратов через контрольно-кассовую технику, т.е. маркировка становится обязательной для зоомагазинов и ветаптек. А с 1 сентября 2025 года будет обязательна передача сведений о выводе из оборота продукции не подлежащей продаже в розницу.
Данную информацию должны передавать ветеринарные организации и производители кормов.
ПРАВИЛА ЕАЭС: ПЕРЕНЕСУТ ЛИ СРОКИ?
13 марта вступили в силу правила ЕАЭС по обращению ветпрепаратов. Несмотря на вступление в силу правил, у бизнеса возникло множество вопросов по их применению. Все эти вопросы были собраны, направлены в ЕЭК и вынесены на обсуждение в сентябре на круглом столе в ТПП РФ, организованном Комитетом АПК и предпринимательскими объединениями — СПЗ и АВФАРМ.
На круглом столе представители бизнеса выступили с инициативой создания рабочей группы для обсуждения правил и по внесению в третий пакет поправок в правила от бизнес-сообщества. Данное предложение направлено отраслевыми союзами в Минсельхоз РФ.
Евгения Алексеева, советник отдела ветеринарных мер Департамента санитарных, фито-санитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии, на круглом столе в рамках выставки Pharmtech & Ingredients в ноябре рассказала, что сейчас идет разработка третьего пакета изменений с корректировкой сроков переходных периодов.
РЕЦЕПТУРНЫЙ ОТПУСК
В 2025 году вступают в силу правила рецептурного отпуска ветпрепаратов. По инициативе СПЗ проводятся встречи с руководством Россельхознадзора по разъяснению правил, тестированию электронной системы ВетИС для выписки рецептов в электронном виде. Эта работа продолжится и в 2025-м. Сейчас создана группа в Telegram для ветврачей, которые могут протестировать систему «Гален» и высказать свои пожелания по ее совершенствованию.
ЗООКОСМЕТИКА И ЗООГИГИЕНА: ЖДАТЬ ЛИ СВОЕГО КОДА?
Неожиданная проблема, связанная с маркировкой, возникла у производителей зоокосметики и зоогигиенических товаров. Оказалось, что их продукция также подпадает под обязательную маркировку товаров, по которым проводится эксперимент.
Сейчас в силу отсутствия отдельных кодов производители зоокосметики и зоогигиенических товаров попали под эксперимент по маркировке. Под маркировку попали товары под кодом ТН ВЭД 3307900008, код ОКПД2 20.42.19.190 «прочие парфюмерные, косметические или туалетные средства». Его используют производители шампуней и кремов для животных.
Многие производители шампуней и кремов для домашних животных не знали о начале эксперимента, ошибочно полагая, что он распространяется только на косметические средства и средства гигиены для людей.
Гендиректор СПЗ Татьяна Колчанова озвучила эту проблему 6 декабря на встрече с министром сельского хозяйства РФ Оксаной Лут в ТПП РФ. Она отметила, что еще в 2010 году глава правительства РФ Владимир Путин в распоряжении правительства № 299-р дал поручение разделить животных на продуктивных (сельскохозяйственных) и непродуктивных (домашних). До сих пор в законе «О ветеринарии» нет понятийного аппарата. Заботу о создании стандартов в области непродуктивных животных взял на себя Технический комитет 140 «Продукция и услуги для непродуктивных животных». Именно его работа позволила в свое время выделить корма и кормовые добавки для непродуктивных животных в отдельный раздел общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД2. За данную работу несет ответственность Минэкономразвития, но для внесения новых разделов необходимо обращение и обоснование со стороны профильного министерства, то есть Минсельхоза. Если по вопросу кормов СПЗ обращался в Департамент пищевой и перерабатывающей промышленности, который на основании ГОСТ Р направил соответствующий запрос в Минэк, то в отношении зоогигиенической и зоокосметической продукции, которая также нуждается в собственной нише в ОКПД2, СПЗ не понимает, какому департаменту адресовать свою просьбу. Также Колчанова подчеркнула, что за неимением собственных кодов производители зоокосметики и зоогигиенических товаров вынуждены выпускать ее под кодом ТН ВЭД 3307900008, код ОКПД2 20.42.19.190 «прочие парфюмерные, косметические или туалетные средства». В частности, именно эти коды позволяют отнести эту продукцию к товарам, попавшим под эксперимент по маркировке парфюмерной и косметической продукции для людей.
Министр сельского хозяйства пообещала оперативно помочь с решением данной проблемы для отрасли. Уже в этот же день стало известно о подготовке письма в Минэкономразвития с просьбой вывести зоогигиену и зоокосметику в отдельный код. Кроме того, Минсельхоз РФ определит внутри Департамента животноводства куратора, который будет заниматься регулированием сферы непродуктивных животных — домашних питомцев.