ВЕТАПТЕКИ В 2025 ГОДУ СТОЛКНУЛИСЬ СО МНОГИМИ НОВЫМИ ВЫЗОВАМИ. С НЕКОТОРЫМИ УЖЕ ПРИХОДИТСЯ ИМЕТЬ ДЕЛО В ЕЖЕДНЕВНОЙ РАБОТЕ, С РЯДОМ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ВСТРЕТИТЬСЯ.
МАРКИРОВКА И РЕЦЕПТУРНЫЙ ОТПУСК
С 1 марта 2025 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 675 по маркировке ветпрепаратов начался вывод ветпрепаратов из оборота на кассе. Теперь розничные продавцы должны сканировать код при продаже и таким образом отчитываться о выводе товара из оборота в «Честном знаке». Неминуемо на этапе запуска новой процедуры бизнес столкнулся с многочисленными ошибками, требующими отладки оборудования и ПО. Для обмена практическим опытом и быстрого решения вопросов при помощи специалистов ЦРПТ Союз предприятий зообизнеса создал группу в Telegram «СПЗ. Маркировка ветпрепаратов», где участники оборота задают вопросы и получают разъяснения «Честного знака».
Также 1 марта вступил в силу приказ МСХ № 776 по рецептурному отпуску ветпрепаратов. Многие ветаптеки обращались в СПЗ с просьбой бороться за перенос сроков данного приказа. Однако стоит отметить, что приказ 776 должен был вступить в силу 1 марта 2023 года и только благодаря позиции СПЗ, которая была поддержана рабочей группой по регуляторной гильотине в сфере животноводства и растениеводства, удалось добиться переноса срока вступления приказа на два года — то есть с 1 марта 2025 года. Вопросов по разъяснению отдельных положений приказа поступило в СПЗ огромное количество. Часть из них была рассмотрена юристом Союза на вебинаре для участников рынка (видео доступно на странице СПЗ в социальной сети ВКонтакте). Новшества уже повлияли на рынок. Так, зарегистрированные в качестве самозанятых ветврачи пока не имеют права оформлять рецепты на лекарственные препараты для ветеринарного применения (однако поправки по этому поводу уже готовятся). Кроме того, ветеринарными препаратами нельзя торговать на патенте. ИП, которые реализуют их, не вправе применять ПСН после 1 сентября 2024 года.
ТОРГОВЛЯ ВЕТПРЕПАРАТАМИ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ
Хорошо известна проблема торговли на маркетплейсах ветпрепаратами с маркировкой не на русском языке, не зарегистрированными в РФ или странах ЕАЭС. Продавцы здесь зачастую не имеют лицензию на фармацевтическую деятельность. На недавней встрече представители ведущих маркетплейсов подтвердили, что у них нет возможности проверить, имеет ли продавец лицензию, зарегистрирован ли данный препарат в РФ, а тем более в странах ЕАЭС.
Если ветаптеки обязаны исполнять строгие правила надлежащей аптечной практики лекарственных средств в соответствии с приказом МСХ № 555, то продавцы на маркетплейсах фактически освобождаются от этого. СПЗ неоднократно высказывал на различных площадках мнение о необходимости введения полного запрета на продажу ветпрепаратов на маркетплейсах, пока ситуация не будет урегулирована законодательно.
КОНКУРЕНЦИЯ СО СТОРОНЫ МЕДИЦИНСКИХ АПТЕК
Медицинские аптеки в последнее время активно выступают за то, чтобы им дали разрешение продавать и ветпрепараты. Желание этих организаций расширить ассортимент понятно, но для ветеринарных аптек, которые в своей массе представляют малый и микробизнес, это неприемлемо. Кроме того, в нашей отрасли достаточно сложно найти специалистов с высшим или средним ветеринарным или фармацевтическим образованием, выполнять строгие правила хранения ветпрепаратов, надлежащей аптечной практики, знать ассортимент ветпрепаратов, постоянно повышать свой уровень образования и т.д.
АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФАРМДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время проходит обсуждение проекта ПП «Об утверждении Правил аккредитации специалистов в области ветеринарии, осуществляющих фармацевтическую деятельность». Аккредитация должна прийти на смену привычной сертификации специалистов. В проекте говорится, что аккредитация проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не реже одного раза в пять лет. В проекте есть требование о прохождении повышения квалификации только в организациях, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации или Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору. СПЗ категорически против этого положения проекта. Также СПЗ считает избыточным это требование. Сегодня существует достаточное количество образовательных учреждений, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, есть соответствующие утвержденные образовательные программы повышения квалификации специалистов в области фармацевтической деятельности. В результате принятия проекта в данной редакции возникнет недобросовестная конкуренция с коммерческими образовательными организациями, реализующими такие программы. При этом у медиков при наличии аналогичной процедуры аккредитации таких ограничений нет. Новое положение об аккредитации должно вступить в силу с 1 февраля 2026 года. Выдача сертификатов специалиста осуществляется по 28 февраля 2026 года (и они продолжат действовать до конца своего срока).
МАРКИРОВКА ЗООГИГИЕНЫ И ЗООКОСМЕТИКИ
Под маркировку также попали зоогигиенические и зоокосметические средства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2024 года № 1681. Так как эта продукция не имеет своих кодов в ОКПД2, производители вынуждены выпускать ее под кодом ТН ВЭД 3307900008, код ОКПД2 20.42.19.190 «прочие парфюмерные, косметические или туалетные средства». Для производителей обязательная маркировка мыла вступает в силу с 1 мая 2025, остальная — с 1 июля 2025. С 1 июля 2026 года становится обязательной передача в систему маркировки сведений о розничной реализации всех видов косметической продукции и бытовой химии через контрольно-кассовую технику. При продаже зоогигиены и зоокосметики ветаптеками это изменение коснется и их.