Действенная реклама от скандала
В середине ноября стало известно о решении УФАС оштрафовать на 100 тыс. руб. зоомагазин «Котоваськино». Житель Новосибирска пожаловался на рекламу, которая гласила: «Зоомагазин № 1 Котоваськино У Васьки — дешевле». По оценке ведомства, недопустимо было использовать знак «№ 1», подразумевая абсолютное первенство магазина. Директор сети «Котоваськино» Михаил Слободинский объяснил: «Мы реально открывали свой первый магазин (магазин № 1 в сети) — и рекламировали его. Сейчас у нас [их] три». Он считает решение неправомерным, однако обжаловать его не стал.
«Мы посчитали, что эти 100 тыс. руб. — плата за рекламу. Спасибо антимонопольному, что эта информация попала на НГС. У нас был всплеск посещений в интернет-магазине», —
Слободинский заметил, что если эта жалоба на рекламу была происками конкурентов, то те показали себя людьми не очень умными, поскольку именно после скандала, а не самого рекламного щита, люди узнали об этом новом открывшемся магазине.
Город лотков и ошейников
Конкуренция на этом рынке и правда высока. По данным справочника 2ГИС на ноябрь 2014 года, в Новосибирске 388 магазинов с зоотоварами, с учетом всех торговых точек. Динамика 2ГИС за последние 4 года показывает, что число таких магазинов постоянно растет: в ноябре 2011 года зоомагазинов в Новосибирске было 214, в 2012-м — 274, в 2013-м — 330. По обеспеченности зоотоварами Новосибирск занимает второе место в стране среди городов-миллионников: в расчете количества магазинов на 100 тыс. человек уступает он только Перми, отметили в компании «2ГИС».
Емкость новосибирского рынка зоотоваров составляет порядка 1,5 млрд руб. в год, сообщила руководитель исследовательского агентства BCGroup Юлия Мосина, добавив, что рынок растет довольно быстро — до 20 % ежегодно.
Средний чек по категориям зоотоваров подсчитали в маркетинговом агентстве Grinderr: на лекарства — 262 руб.; на аксессуары и косметику — 394 руб.; на корма — 520 руб. При этом аналитики BCGroup и Grinderr отмечают, что конкуренцию зоомагазинам составляют гипермаркеты, через которые продается 15–20 % кормов.
По оценке BCGroup, небольших домашних животных держат чуть менее 50 % новосибирских семей. «Причем интересно, что в кризисные 2008–2009 годы эта доля выросла — в указанные годы зафиксирован наибольший прирост таких семей», — сообщила Мосина.
Альтернатива «работе на дядю»
Зоомагазины бывают разных типов. Самый бюджетный вариант — маленькие магазины или даже отделы в магазинах формата «у дома». Минимальные вложения в отдел в супермаркете вдали от центра города составят 350–400 тыс. руб., рассказал Александр Грачев, владелец зооотдела площадью 8 кв. м в магазине «Авоська» на Лазурной, 24. Эти деньги — оплата 2–3 месяцев аренды, покупка стеллажей, минимального оборудования вроде кассы и ноутбука, а также запаса товара. Александр торгует кормами для кошек, собак, хомяков, рыбок и попугаев, а также лакомствами, игрушками, аксессуарами и наполнителями.
По его оценкам, срок окупаемости такого отдельчика «может составлять до 7–8 месяцев», т.е. чистая прибыль равна в среднем 50 тыс. руб. в месяц.
При этом Александр отметил, что формат маленького магазина или отдела выгоднее открывать в новых отдаленных районах, поскольку в центре всю прибыль может съесть аренда.
Полноценный магазин среднего размера на площади 50 кв. м можно открыть примерно за 1 млн руб., считает Виталий Стакнев, управляющий сети магазинов «Багира». По его словам, такой магазин может окупиться за полгода. Однако может быть и такое, что открыли 10 магазинов, из них три окупились за полгода, а остальные показали себя как убыточные. По признанию г-на Стакнева, самая убыточная часть товара в зоомагазинах — это живой товар. Лет 7–10 назад можно было хорошо заработать на продаже хорьков, рептилий — сейчас же или рынок насытился расплодившимися зверьками, или интерес к их покупке в принципе упал, предположил Виталий.
У «Багиры» два магазина и интернет-магазин. Последний формат сейчас создает серьезную конкуренцию стационарным магазинам. Однако чтобы интернет-магазин приносил хорошую прибыль, в него нужно вложить те же деньги, что и в оффлайн-магазин, уверен Стакнев. Оптимально, по его оценкам, сочетание форматов: несколько магазинов сети и наличие интернет-магазина.
Большие обороты и норковые шубки для собак
Для хорошей доходности нужно минимум 5 магазинов в сети, уверен Михаил Слободинский: в этом году он открыл в Новосибирске 3 магазина, столько же планирует открыть в следующем. По его оценкам, магазины «Котоваськино» — самые большие по площади в городе (до 320 кв. м). Вложения в открытие одного такого магазина — около 6 млн руб., срок окупаемости (при наличии сети) — 3 года. В больших магазинах доходность может доходить до 50–60 %, а в маленьких у дома — не более 30 %, подсчитал Слободинский: все потому, что
хорошую наценку можно сделать только на аксессуарах, игрушках и лакомствах, но никак не на кормах. Уж слишком чутко следит потребитель за их ценой, совершенно не ориентируясь в ценах на ошейники, миски и игрушки.
Среди прочего в «Котоваськино», например, продают норковые шубки для миниатюрных собачек по цене от 7 тыс. до 12 тыс. руб.
«Честно говоря, никакого кризиса нет, не было, да и не будет, — убежден ИП Александр Грачев. — Назовите мне хоть один год, когда деньги были? Кризис — крайне отвлеченное явление. В зообизнесе есть спад сезонный: с мая по октябрь». Однако руководители крупных магазинов влияние текущей экономической ситуации на нишу уже успели заметить. Больше всего пострадала аквариумистика, признался Виталий Стакнев. Михаил Слободинский отмечает: с октября он заметил, что рынок просел на 20–30 %: «Люди стали покупать более дешевые корма. Средний чек упал». С ним не согласны Грачев и Стакнев. «Корма как продавались, так и будут продаваться. Собака есть не будет плохой, если привыкла к хорошему. К животным относятся как к детям, поэтому не позволят себе перейти на более дешевый корм».