На мировом рынке консервированные корма были первой попыткой создания сбалансированного и практичного рациона для домашних питомцев. На сегодняшний день в России доля консервов в общем объеме рынка готовых кормов для кошек в денежном выражении составляет в среднем более 40%, при этом более 60% владельцев кошек заявляют, что их домашние любимцы отдают им предпочтение, около 20% кормят ими постоянно.
Следует отметить, что удельный вес консервов в совокупном потреблении промышленных кормов у кошек выше, чем у собак. Подобная ситуация обусловлена в первую очередь меньшим размером необходимой порции продукта на одно кормление для кошек, чем для собак, что делает выбор влажных рационов более экономически целесообразным.
В период 2010–2014 гг. отмечался постоянный рост потребления влажных кормов для кошек, а также увеличение их рыночной доли. Если в 2008 г. сухие корма занимали до 70% рынка кошачьих рационов, то сегодня их доля значительно сократилась. В крупных городах удельный вес влажных кормов по итогам 2014 г. составлял до 55%. Согласно оценке «Текарт», объем российского рынка консервированных кормов для кошек в 2014 г. составил около 350 млн USD. Тенденция увеличения потребления консервированных кормов обусловлена в первую очередь общим ростом рынка товаров для домашних животных в России, в особенности сегмента сбалансированного питания. Важным фактором роста стало постепенное увеличение в последние 10 лет реальных денежных доходов населения, значительное повышение уровня осведомленности потребителей о готовых рационах (во многом за счет рекламных компаний крупнейших участников рынка), а также изменение стиля жизни городских жителей не только в Москве, но и в регионах. С началом экономического кризиса покупательная способность населения РФ снова начала падать, многие потребители отказались от дорогих кормов, сократились и общие объемы потребления. Согласно оценкам экспертов, в долгосрочной перспективе для рынка консервированных кошачьих кормов будет характерен устойчивый рост как за счет появления все новых приверженцев готовых рационов, так и за счет отказа части потребителей от сухих кормов в пользу влажных.
Объективно, в соответствии с оценками ветеринарных врачей, преимущества консервированных кормов в сравнении с сухими фактически отсутствуют: и те и другие, в зависимости от класса в той или иной степени, оптимально сбалансированы. Для большинства потребителей основным достоинством влажных кормов является то, что они представляют собой более привычный продукт (консервы используются человеком, можно открыть и увидеть состав), в силу чего многие больше им доверяют и, соответственно, легче соглашаются на покупку. В качестве наиболее очевидных недостатков консервированного корма следует выделить наличие консервантов, красителей, стабилизаторов и т.д. Наиболее значимым «минусом» консервов является их более высокая стоимость по сравнению с сухим кормом. Следует отметить, что в большинстве случаев консервированные корма приобретают частные владельцы кошек, тогда как профессиональные заводчики и владельцы кошачьих клубов и гостиниц отдают предпочтение сухим. Наиболее популярным местом совершения покупки консервированных кормов для кошек по итогам 2014 г. стали супермаркеты и гипермаркеты.
Согласно результатам опроса, проведенного «Текарт» в 2015 г., большинство владельцев кошек используют консервированный корм лишь в части кормлений, сочетая его с сухими готовыми рационами, а также домашней едой. Среди владельцев с высокими доходами доля тех, кто кормит свое животное только промышленными консервами, выше.
Наиболее удобной упаковкой для консервированных кошачьих кормов, согласно исследованию «Текарт», является малая упаковка 150 г: выбор в ее пользу осуществляют в среднем около 32% российских потребителей. Как правило, производители позиционируют малую упаковку (50–150 г) как разовую порцию, необходимую кошке для одного кормления, что позволяет не хранить открытый корм в холодильнике, а каждый раз радовать питомца более свежим деликатесом. Второй по уровню потребительских предпочтений является упаковка 200 г, ее выбирает около 28% потребителей. Упаковки размером менее 100 г, а также более 1 кг на сегодняшний день в России не популярны.
В демографической структуре потребления консервированных кормов наибольший объем приходится на женщин в возрасте 25–45 лет со средним и выше среднего уровнем доходов; как правило, данный потребительский сегмент в наибольший степени склонен к покупке продукции премиум и супер-премиум класса.
В 2014 г. на российском рынке было представлено около 40 зарубежных брендов консервированных кошачьих кормов и 16 отечественных. Преимущественно производство консервов осуществляется на специализированных предприятиях. В 2015 г. в России действовало 9 заводов пяти иностранных производителей — ООО «Аллер Петфуд», ООО «Марс», ООО «Роял Канин Россия», ООО «Провими», ООО «Нестле Пурина». В июне 2015 г. компания Mars начала строительство нового завода в Ростовской области. Производственная линия по выпуску влажных кормов будет запущена в 2017 г.
Также данный вид продукции выпускает несколько мясокомбинатов, как правило, в сравнительно небольших партиях. Объем выпуска консервированных кормов подобными предприятиями зависит от количества сырья, остающегося от основного направления деятельности завода — производства продуктов питания для людей, их продукция практически не рекламируется. Следует отметить, что в сегменте влажных кормов позиции российских производителей наиболее сильны: отечественные консервы для кошек гораздо более успешно конкурируют с зарубежными аналогами, нежели сухие рационы. Наиболее популярными российскими брендами консервированных кормов для кошек являются «Васька», «Оскар», «Мон Ами», «Ночной охотник».