В 2014 г. в России было реализовано более 3 млн противопаразитарных ошейников на сумму 486,0 млн руб. Среди них можно выделить инсектоакарицидные, репеллентные, а также ошейники от наружных и внутренних паразитов.
Инсектоакарицидные ошейники
Ошейники от наружных паразитов (насекомых и клещей) занимают значительный сектор в продажах противопаразитарных ошейников. В 2013–2014 гг. продажи были стабильными и составляли 2,6–2,59 млн ошейников в год.
Этот факт еще раз подтверждает, что существует определённая группа приверженцев этой категории товара. Типичный портрет его покупателя — это владелец, для которого надевать ошейник на животное стало своеобразной традицией. Возрастная аудитория потребителей варьирует от студентов до пенсионеров. Ошейник на собаку и кошку (даже на пугливую и агрессивную) может надеть любой человек. Многих владельцев животных привлекает в ошейнике факт длительной защиты от блох и клещей (от 2 до 8 месяцев в зависимости от химического состава). Отдельно выделяется группа тех, кто приобретает одновременно несколько форм инсектоакарицидов (ошейник и капли, ошейник и спрей).
По мере необходимости владельцы могут заменять ошейники, выбирая из богатого разнообразия действующих веществ, и тем самым уменьшать вероятность возникновения устойчивости паразитов к тем или иным инсектоакарицидам.
Лидерами продаж инсектоакарицидных ошейников являются компании «Беафар» и «Байер», производящие большой ассортимент этой продукции.
Рис. 1. Розничные продажи ошейников от блох и клещей в натуральном выражении в 2014 г., шт.
Рис. 2. Розничные продажи ошейников от блох и клещей в стоимостном выражении в 2014 г., руб.
Импортные ошейники производятся на основе фипронила, диазинона, тетрахлорвинфоса, дельтаметрина, пропоксура, имидаклоприда — широко известных инсектоакарицидов, действие которых хорошо изучено и предсказуемо. В их состав некоторыми производителями также вводятся репелленты и регуляторы роста насекомых.
Основными действующими веществами отечественных ошейников являются фипронил, перметрин и диазинон — все те же распространенные инсектоакарициды. И все же отечественным производителям, несмотря на доступную цену и актуальный состав, все еще сложно достичь уровня продаж зарубежных конкурентов: по данным 2013–2014 гг., 85% ошейников от блох и клещей в натуральном выражении, продающихся в России, были импортные.
В отличие от инсектоакарицидных капель, более популярных среди владельцев собак, чем кошек, инсектоакарицидные ошейники продаются для собак и кошек в близких соотношениях. Однако ошейников для собак в натуральном выражении все же реализуется чуть больше — 54% (по данным 2014 г.).
В 2014 г. инсектоакарицидных ошейников для собак было продано на 306,18 млн руб. (с учетом продукции, рекомендованной к применению одновременно собакам и кошкам, — 315,4 млн руб.). Рост продаж ошейников для собак в натуральном выражении в 2013–2014 г. составил 2,14%. Лидерами продаж данной продукции стали Беафар Ungezieferband, созданный на основе диазинона, а также Килтикс, произведенный на основе комбинации пропоксур+флуметрин, и Беафар New Diaz на основе диазинона. Хорошие результаты продаж показали ошейники для собак Барс (действующие вещества фипронил+дифлубензурон) и Скалибор (дельтаметрин).
Рис. 3. Продажи инсектоакарицидных ошейников для собак в натуральном выражении в 2013–2014 гг., шт.
Для кошек в 2014 г. было реализовано 1,14 млн руб. ошейников на общую сумму 127,5 млн руб. Импорт инсектоакарицидных ошейников для кошек продолжает оставаться высоким — 88,6%. Пальма первенства продаж здесь по праву принадлежит продукции «Беафар» на основе диазинона, а также тетрахлорвинфоса.
Рис. 4. Продажи импортных ошейников для кошек в 2013–2014 гг., шт.
Среди отечественных инсектоакарицидных ошейников для кошек лидирует продукция компаний «АВЗ» и «Экопром».
Рис. 5. Продажи отечественных инсектоакарицидных ошейников для кошек в 2013–2014 гг.
Ошейники от наружных и внутренних паразитов
Среди ошейников от наружных и внутренних паразитов в 2013–2014 г. можно выделить продукцию компаний «Апи-Сан», «Экопром» и «Беафар» (бренды Дана Ультра, RolfClub, Беафар Multi-X). В 2014 г. этих товаров было продано на сумму 21,9 млн руб. Основным действующим веществом ошейников является ивермектин. Высоким интересом покупателей была отмечена продукция «Дана Ультра», которой в 2014 г. было продано на сумму 20,4 млн руб.
Ошейники на основе природных репеллентов
Репеллентные ошейники от блох и клещей производятся на основе эфирных масел. В качестве активных компонентов в них входят эфирные масла цитронеллы, маргозы, лаванды, эвкалипта, герани. В 2014 г. было реализовано 159,5 тыс. ошейников на сумму более 21 млн руб. Продажи био-ошейников характеризуются уверенным ростом (+16% в период с 2013 по 2014 гг.). Рынок обладает большими перспективами, так как торговля био-ошейниками не требует получения лицензии и может продаваться в любом отделе магазина. Био-ошейники покупают не только в качестве самостоятельных защитных средств, но и в качестве дополнения к инсектоакарицидным каплям.
В 2013–2014 г. в России продавались репеллентные ошейники Аванпост Bio, Беафар Bio Band Plus, Greenfort, Четыре с хвостиком, Чистотел Био. Эту продукцию реализуют компании «Беафар», «АВЗ», «Веда» и «Экопром». Безусловным лидером продаж (91% в натуральном выражении) является продукция «Беафар». Хорошие результаты в рознице показывает продукция «АВЗ» (7% в натуральном выражении).
Выводы
1. Инсектоакарицидные ошейники занимают самый значительный сектор рынка противопаразитарных ошейников. Ведущими производителями являются «Беафар», «Байер», «Интервет», «АВЗ», «Экопром». Львиную долю продаж занимает импортная продукция (более 85% продаж в натуральном выражении).
2. Производство ошейников от внутренних и наружных паразитов — новое направление развития для отечественных компаний («Апи-Сан» и «Экопром»).
3. Ошейники на основе природных репеллентов — наиболее интенсивно растущий сектор продаж (+16% в 2013–2014 гг.).
Данные предоставлены компанией «ВетАналитик» («ФармАналитик Про»)
Тел. (495) 771-59-23
«ВетАналитик Про» (подразделение «ФармАналитик Про») обращает внимание производителей и импортеров на то, что данные их собственных отгрузок препаратов со склада не должны совпадать с реальным получением этих препаратов конечными потребителями, так как существует еще оптовое звено, которое смещает по времени доставку препаратов к конечным потребителям.