Несмотря на опасную рецессию и двузначную инфляцию, реальный объем продаж кормов для собак и кошек в России снизился совсем незначительно в 2015 г. и вернулся на исходные позиции в этом году. Более того, перспективы дальнейшего роста выглядят благоприятными и на несколько последующих лет.
Двузначная инфляция серьезно влияет на траты потребителей
2015 г. был мрачным годом для российской экономики. Падение сырьевых цен (в частности цены на нефть) легло тяжелым бременем на стоимость рубля на международном валютном рынке, реальный ВВП составил 3,7%, а годовая инфляция удвоилась и составила 16%. Неудивительно, что это отразилось и на местных потребителях — реальные потребительские расходы на душу населения упали на 10% (4,708 USD).
Объем продаж кормов для собак и кошек упал незначительно
В этих условиях падение объема продаж кормов для собак и кошек всего на 2% в течение 2015 г. стало серьезным достижением. Более того, поскольку экономика стабилизируется, в 2016 г. объем продаж вырос на 1% и составил 1,759 млн USD. Российские владельцы домашних животных остаются преданными своим питомцам даже в трудные времена; кроме того, процент владельцев собаки или кошки существенно вырос как в 2015-м, так и в 2016 г. (до 26% и 30% соответственно), что является, по сути, продолжением долгосрочного тренда.
Бренды премиум-класса бросают вызов экономическому спаду
В интервью для сайта Petfoodindustry.com в январе 2016 г. Татьяна Колчанова, представитель Российского союза предприятий зообизнеса, сказала: «Экономический кризис не ударил по рынку так, как ожидалось. В некоторых регионах, в частности в Санкт-Петербурге, общий объем продаж даже вырос по сравнению с 2014 г.».
Премиум-сегмент оказался особенно устойчив: объем продаж вырос на 1% в 2015 г. и на 3% — в 2016-м, составив 279 млн USD. Эти товары обычно покупают финансово благополучные потребители, поэтому экономический спад так сильно не повлиял на спрос, как в случае товаров, которые приобретают менее зажиточные владельцы животных.
Рамки эконом-сегмента сужаются
Эконом-сегмент пострадал больше всех, реальная стоимость продаж упала на 4% в 2015 г. и на 1% — в 2016-м (до 716 млн USD). Однако объем продаж кормов для собак и кошек в эконом-сегменте продолжал расти: он увеличился на 2% за 2015 и 2016 гг. (до 333,393 тонн). На этот факт повлиял уровень обратного давления на цены. Собственные торговые марки составили по крайней мере 4% от стоимости продаж в эконом-сегменте в 2015 г.; как и во многих других развивающихся рынках, брендовые марки остаются для российских потребителей показателем качества.
Местные производственные мощности и переход в средний ценовой сегмент. Укрепление позиций. Марс и Нестле
Ведущие игроки — Марс и Нестле имеют в России производственные мощности, так что эффект от обесценивания рубля не был столь значительным для их производственных затрат. Их совокупный объем продаж кормов для собак и кошек в России составил 74% в 2015 г., по сравнению с 73% в 2014-м и 69% — в 2010-м.
Марс и Нестле имеют сильные позиции в среднем ценовом сегменте, который сейчас обошел сегмент эконом в качестве самого большого сегмента кормов для собак и кошек на российском рынке. Реальная стоимость продаж в этом сегменте снизилась на 2% в течение 2015 г., но выросла на 2% в 2016-м (до 721 млн USD), при этом на совокупную долю Марса и Нестле приходится 82% рынка.
Хорошие перспективы для эконом-сегмента
По прогнозам, объем рынка кормов для собак и кошек в стоимостном выражении в России вырастет на 20% между 2016 и 2021 гг. (до 2,103 млн USD), продажи в эконом-сегменте, как ожидается, вырастут на 23% и снова обойдут средний ценовой сегмент. Тенденция «очеловечивания» домашних животных находит все больше сторонников, в этом отношении российские владельцы все больше становятся похожи на западноевропейских, а экономику ждет возвращение к медленному росту.