Тема выхода Великобритании из ЕС преобладает в заголовках с тех самых пор, как на референдуме 23 июня население неожиданно проголосовало за Brexit. Как последствия этого исторического решения могут повлиять на внутренний спрос на корма, а также на экспорт кормов из Соединенного Королевства на рынки ЕС?
События последнего времени позволяют предположить, что спрос на корма для домашних животных с большой долей вероятности сохранит свои позиции
Многое будет зависеть от настроения потребителей. Исследования потребительских предпочтений, проведенные сразу после Brexit, показали, что событие оказало на потребителей существенное негативное воздействие, но статистика за недавний период показывает, что продажи кормов для животных в Великобритании остаются относительно устойчивыми в условиях экономической неопределенности. Рынок кормов для животных в Великобритании стоимостью в 6 млрд USD пережил декаду значительного роста, несмотря на существенные макроэкономические сдерживающие факторы. Даже в темные дни 2008 г. реальный объем продаж упал очень незначительно, а с тех пор продажи стабильно росли.
Во многом это произошло за счет премиумизации (между 2011 и 2016 гг.), когда реальная стоимость продаж кормов для собак и кошек премиум-класса выросла на 21% (до 1,075 млн USD). Реальная стоимость продаж лакомств для собак выросла на 34% (до 695 млн USD) за тот же период. С учетом растущего числа потребителей, рассматривающих своих питомцев как членов семьи или даже в качестве альтернативы детям, статья расходов на животных, скорее всего, останется в высоком приоритете. И хотя неопределенность, вызванная Brexit, может задержать краткосрочное развитие или даже привести к небольшому снижению объема продаж, тенденция к премиумизации останется достаточно устойчивой, чтобы преодолеть это в среднесрочной перспективе.
Международные амбиции некоторых брендов СК могут пострадать
Последние годы некоторые местные производители премиум-кормов рассматривали континент как возможность для поиска новых источников развития. Одной из таких компаний является основанная на бренде Macclesfield MPM, которую чуть раньше в этом году купила компания прямого инвестирования ECI. Производитель таких брендов, как Applaws и Encore, экспортирует 60% своей продукции, большая часть которой идет на рынки ЕС. Еще одна фирма — Lily’s Kitchen в прошлом году для расширения своей дистрибьюторской сети в Европе привлекла инвестиции в размере нескольких миллионов фунтов у другой компании прямого инвестирования — Catterton.
По мнению специалистов, экспорт из Великобритании и его долгосрочная перспектива выглядят гораздо более неопределенно. Пересмотр тарифов и других условий, препятствующих торговле, может оказать существенное влияние на способность британских брендов экспортировать свою продукцию в Европу. Причем нет никаких сомнений, что это случится (правительство СК может выразить желание присоединиться к Европейской экономической зоне, чтобы сохранить status quo торговых отношений). Неопределенность, заключающаяся в том, что сама вероятность такого исхода влияет на процесс принятия решений, скорее всего, отпугнет инвестиции или по крайней мере отложит их. Это само по себе может замедлить долгосрочный рост таких брендов, как Applaws и Lily’s Kitchen. Положение крупных международных игроков, таких как Mars и Nestlé, значительно менее уязвимо перед лицом этой неопределенности, поскольку они обладают производственными мощностями как на территории Великобритании, так и в Европе.
Цена неопределенности
Беспрецедентность Brexit делает трудным традиционный анализ. Экономика СК вошла в полосу «радикальной неопределенности», которую нельзя свести к вероятностям, поскольку трудно как дать точное определение происходящему, так и сравнить с историческими данными. И все же можно сделать два предварительных заключения: влияние события на внутренние продажи кормов, вероятно, будет сравнительно небольшим; а международные амбиции некоторым местным брендам, может быть, придется сдержать. «Сохраняйте спокойствие и продолжайте движение» — это почти всегда хороший совет, но бизнес, как и природа, не выносит вакуума, а именно на него больше всего и похож сейчас Brexit.
Для получения более подробной информации, пожалуйста, связывайтесь с Damian Shore по адресу damian.shore@euromonitor.com
© Euromonitor International 2016