Согласно статистическим данным 2015 г. (Euromonitor Int., APPF, FEDIAF) Россия занимает четвертое место в мире по численности домашних собак (12,5 млн.), третье место – по численности кошек (18,0 млн.).
В центральном федеральном округе проживает более четверти (26,68%) населения страны, при этом доля городского населения составляет 82%. По своей площади он занимает 3,8% территории России. Этот регион густонаселен: по данным статистики плотность населения на 1 января 2016 г. составила 60,12 чел/км2.
Благодаря высокой численности населения и развитой экономики ЦФО является одним из флагманов розничных продаж в России. По данным Росстата, в 2015 г. оборот розничной торговли региона достиг отметки 9423,6 млрд. рублей (в 2014 г. – 9016,6 млрд. рублей), что составляет примерно 32% всех продаж в стране.
Портрет покупателя
Численность населения Центрального федерального округа в 2015 г. составила 39,1 млн. человек. В округе проживает большинство платежеспособного населения России. Здесь много молодых и активных потенциальных покупателей (от 25 до 29 лет – 3293 тыс. человек, от 30 до 34 лет – 3272,6 тыс. человек). Эти покупатели активно отзываются на новые услуги и товары, пользуются интернетом. В округе проживает также значительное число молодых пенсионеров – 3019,7 тысяч человек в возрасте от 50 до 54 лет, 2999,7 тысяч человек в возрасте 55-59 лет. По данным Росстата в 2015 г. денежные доходы населения составили в среднем 39,3 тыс. рублей, что на 9 тысяч выше среднего показателя в РФ. Жители ЦФО пострадали от экономического кризиса в меньшей степени, их реальные денежные доходы в 2014-2015 г. в целом остались на прежнем уровне. Потребительские расходы на душу населения составили в 2015 г. 29 тысяч рублей/ месяц, примерно 3-6 % из них – траты на домашних питомцев.
Потенциал зооторговли
Приблизительная численность собак и кошек (к сожалению, в России до сих пор не налажена процедура поголовного чипирования домашних животных) представлена ниже.
Численность собак и кошек в крупных городах Центрального федерального округа в 2015 г., тыс.
Город ЦФО |
Количество домашних собак, тыс. |
Количество домашних кошек, тыс. |
Москва |
1 043 |
1 502 |
Воронеж |
87 |
126 |
Ярославль |
52 |
74 |
Рязань |
45 |
66 |
Липецк |
44 |
63 |
Тула |
42 |
60 |
Курск |
37 |
54 |
Тверь |
35 |
51 |
Иваново |
35 |
50 |
Брянск |
35 |
50 |
Белгород |
33 |
47 |
Владимир |
30 |
43 |
Калуга |
29 |
42 |
Смоленск |
28 |
41 |
Орел |
27 |
39 |
Тамбов |
24 |
35 |
Кострома |
23 |
34 |
Москва (наряду с Санкт-Петербургом) является городом мирового значения в зооторговле. Согласно статистическим данным, в Москве проживает более 63% собак и кошек региона. В городе работает более 2000 зоомагазинов, 850 ветеринарных клиник, свыше 300 ветеринарных аптек и ветотделов, почти 700 выездных служб (лечение, перевозка животных, усыпление), не менее 650 точек салонов и кабинетов груминга, также более 70 зоогостиниц и передержек. Уровень конкуренции в городе высокий, несмотря на значительную емкость рынка. Зоомагазины вынуждены оптимизировать свой ассортимент, внедрять программы скидок. В регионе остро стоит вопрос подготовки квалифицированных кадров.
В среднем 1 зоомагазин ЦФО обслуживает 0,44 тыс. собак и 0,64 тыс. кошек в год. В Москве этот показатель составляет 0,5 тыс. собак и 0,72 тыс. кошек соответственно. Стоимость чека в зоомагазинах ЦФО составляет 500-800 рублей. Продажа кормов для собак и кошек в зоомагазинах ЦФО составляет 70-90%, аксессуаров и средств ухода – 10-15%, остальное приходится на реализацию ветеринарных препаратов, кормов для птиц и грызунов, товаров для рыб и рептилий.
Количество животных, которых обслуживает 1 зоомагазин ЦФО, тыс. в год, 2015 г.
Среди крупнейших участников зооторговли ЦФО необходимо отметить сети «Бетховен», «Четыре лапы», Cats&Dogs, «Любимчик», «ЗооЭксперт», «Природа», «Питомец», «Зверьё моё», «ЗооЛайн», «Барс М», «Кормушка» и др.
Большим подспорьем в крупных городах для зооторговли может быть открытие интернет-сайта. Емкость рынка интернет-торговли зоотоварами в ЦФО составляет не менее 3 млрд. рублей. В сети зоотовары покупают примерно 28% случаев. Согласно опросам, 19% владельцев животных покупают товары в интернет-магазине хотя бы один раз в год. По данным Insales.ru в сфере интернет наиболее активны жители Москвы (40% продаж в России), всего в ЦФО без учета показателя столицы товары через интернет приобретают 8% покупателей. На сегодняшний день подавляющее большинство сетей зоомагазинов предлагают услуги по доставке зоотоваров как в своем городе, так и по России. В интернет-торговле зоотоварами большое значение имеют также небольшие семейные предприятия.
Российский потребитель традиционно доверяет известным брендам. Франчайзинг зоомагазинов – одна из перспектив развития зооторговли в кризис. В этом случае можно сократить многие затраты. Франшизы в ЦФО представлены сетями зоомагазинов Бетховен, Ле’Мурр, ветеринарными клиниками Свой Доктор и др.
Ветеринарные услуги
В ЦФО нарастает конкуренция в секторе ветеринарных услуг. Помимо оборудованных ветеринарных клиник, распространены услуги выезда врача на дом и веткабинеты.
Количество жителей на 1 зоомагазин и ветклинику в городах ЦФО , 2015 г.