По прогнозу ряда аналитиков численность кошек в России будет расти. Эти обстоятельства связаны со старением населения, его культурно-религиозными особенностями, ростом числа работающих удаленно, легкостью смены места жительства, а также менталитетом нынешней молодежи.

Гуманизация является основным фактором роста отрасли как в области кормов, так и продукции, ухода за животными. Значительно возрос спрос на рационы с фермерскими ингредиентами, а также альтернативными белками (в том числе инсектопротеинами), а также овощами как заменителями зерновых. Домашние кошки живут гораздо дольше, чем полудикие, поэтому нуждаются в адаптированных рационах, в том числе в лечебно-профилактических диетах.
В современном мире происходит смена традиционного уклада жизни. Особенно ярко это можно наблюдать в Японии и Китае, где животные становятся членом семьи.
Особенно трепетно к кошкам относятся в Китае.
На его долю в Восточной Азии в 2021 г. пришлось 50,8% рынка кормов для кошек. Благосостояние среднего класса китайцев растет, как и урбанизация, при этом увеличивается доля пожилых, а деторождение остается на невысоком уровне.
Индустрия домашних животных в Китае в 2010–2016 гг. выросла на 49%, а в 2015–2020 гг. совокупный среднегодовой темп роста (GAGR) достиг 32,8 %. По данным Euromonitor International уже в 2019 г. общее количество домашних собак и кошек в Китае превысило аналогичные показатели США. По прогнозам Euromonitor International, что к 2022 году расходы на корм для кошек в Китае достигнут 1,8 миллиарда долларов, что превышает показатели Японии, где тоже очень любят кошек.
Большую роль на выбор животного в Китае оказывают соцсети. Для выражения эмоций китайцы широко используют мемы, в том числе животных. В 2020 г. сеть всколыхнула забавная картина котика с медицинской маской на мордочке с прорезью для глаз. Его хозяева всеми силами старались защитить любимца от COVID-19. Согласно докладу Национального бюро статистики, Китай занял второе место в мире по количество людей, у которых домашнее животное — кошка. Количество питомцев было названо 58,1 млн ( для сравнения в США проживает 80,6 млн кошек ).
Около 90% товаров для домашних животных в Китае покупается через Интернет, и, конечно, среди них лидируют корма. Причем заказываются они в основном в мобильных приложениях. По данным портала Chinabrandhub в Китае набирают популярность корма китайского производства, в том числе Keres , Odin, DBQ, Navarch, Dr.Glint, Nature Bridge, Care-pet, Myfoodie, Blie!, Metz.
По данным Packaged Facts розничные продажи кормов для собак и кошек в США в 2021 году достигли 40 млрд долл, что на 15% больше, чем в 2020 году. При этом в период с 2017-го по 2021 год эта категория зоотоваров продемонстрировала годовой прирост в 11%. В 2015 году объём рынка кормов для домашних животных в США составил 30 млрд долл.
В последнее время американцы сталкиваются с дефицитом кормов для кошек. Это связано не только с ростом численности домашних кошек, вызванной пандемией COVID-19. Стремительный рост продаж в стоимостном выражении зафиксирован в том числе из-за роста цен. Подорожала как упаковка, так и ингредиенты кормов. Стоимость мяса на внутреннем рынке в связи с рядом причин выросла на 6,1% только в 2021 г. В дефиците масла и жиры, часть которых перенаправляется в отрасли, связанные с производством дизельного топлива.
В то же время эксперты отмечают рост премиумизации в сегменте кормов для кошек как в США, так и во всем мире. Большое место в развитие отрасли продолжают играть транснациональные корпорации.
Что касается лидеров рынка в США, по данным за август2021–2022 г. Nestlé Purina PetCare была ведущим поставщиком сухих кормов для кошек (продажи составили 1,37 млн USD). Второе место заняла Big Heart Pet Brands с показателем 747 млн USD. Компания Big Heart Pet Brands выпускает корма Meow Mix, Kibbles ‘n Bits, Milk-Bone, 9Lives, Natural Balance, Pup-Peroni, Gravy Train, Natures Recipe, Canine Carry Outs, Milos Kitchen, Snausages, Meaty Bone, Jerky Treats, Pounch и Alley Cat.
Пандемия COVID-19 благоприятно отразилась на росте рынка кормов для собак и кошек и в России (продажи выросли соответственно на 49% и 65%). По данным Европейской федерации кормов для домашних животных российский рынок кормов для домашних животных является третьим по темпам роста в мире с (GAGR 8,7%) и продолжает свой рост.
В 2020 году импорт кормов для домашних животных оценивался в 387 912 тысяч долларов США по сравнению с 289 237 тысячами долларов США в 2017 году (+34,1%). В 2020 году в Россию было импортировано 158,1 тыс. т. кормов для домашних животных, что на 9,9% больше, чем в 2019 году. По данным Министерства сельского хозяйства США, доля сухого корма для кошек и собак в общем объеме импорта составляет 57,0%, в то время как 41,0% приходится на влажный корм. По данным Центра международной торговли (ITC), Франция, Италия, Канада и Нидерланды на протяжении многих лет неизменно выступали основными экспортерами кормов. В 2020 году на Францию, Италию и Чехию приходилось 43% от общего объема импорта кормов для домашних животных в Россию.
Ряд политических решений значительно изменил российский рынок кормов для животных. Государство посчитало нужным не направлять средства на поддержку развития отечественных кормов премиум и супер-премиум классов, так как в России уже сосредоточено более 85% производства кормов за счет транснациональных компаний. Чтобы удовлетворить потребности собак и кошек в рационах премиального качества потребуется построить десятки заводов, решить вопросы с поставкой ингредиентов, упаковки и комплектующих, разработать конкурентоспособные рецептуры, в том числе ветеринарных диет.
Пандемия существенно отразилась на покупательских предпочтениях. Очевидно, что доля онлайн-продаж будет расти, особенно кормов среднего и высокого ценового сегмента. Доверие россиян к кормам импортного производства сохранится еще долгие годы. В этой ситуации производителям кормов необходимо донести в полной мере информацию о преимуществах своей продукции, затратив немалые усилия.