2022 год многое изменил в расстановке сил на ветеринарном рынке. С конца февраля в России начались проблемы с поставками иностранных препаратов, а российские производители получили импульс для ускоренного развития. Как отрасль входит в 2023-й, какие риски ухудшения ситуации существуют и почему врачи на местах не доверяют официальным данным Россельхознадзора?
На протяжении долгих месяцев ситуация выглядела следующим образом: Россельхознадзор утверждал, что объем поставок ветеринарных вакцин в Россию остается неизменным, в то время как их не было ни у поставщиков, ни в клиниках. Служба неоднократно говорила о том, что никаких заслонов для западных препаратов не существует, в то время как отраслевые ассоциации говорили о рисках из-за сложностей в проведении GMP-инспекций и новых требований по депонированию штаммов.
В декабре Россельхознадзор выпустил комментарий относительно ситуации на рынке вакцин. Если в 2021 году общий объем ввезенных в Россию импортных вакцин для собак и кошек составил 9,2 млн доз, то в 2022-м этот показатель упал до 5,8 млн доз (сокращение на 36% за счет резкого снижения количества препаратов, поставляемых компаниями MSD Animal Health (Нидерланды) и Zoetis (с площадок в США)). По данным службы, MSD Animal Health сократила поставки вакцин под маркой «Нобивак» в 3 раза — с 6,6 млн доз в 2021 году до 2,1 млн доз в 2022-м, поставки Нобивак® DHPPi снизились в 6 раз, Нобивак® Tricat Trio — в 9 раз, Нобивак® Rabies — в 27 раз. Zoetis уменьшила экспорт в Россию на 63% — с 1,3 млн доз вакцин Вангард и Фелоцел в 2021 году до 479 тыс. доз в 2022-м. Virbac S.A. урезала поставки препаратов Каниген, Рабиген и Фелиген на 30% — с 333 тыс. доз до 232 тыс. доз. При этом надо отметить, что увеличился ввоз вакцины Эурикан от Boehringer Ingelheim Animal Health: с 600 тыс. доз в 2021 году до 925 тыс. доз в 2022 году.

Казалось бы, в этих условиях особенно активно должно развиваться российское производство. И действительно, некоторые важные подвижки заметны уже сегодня. В 2021 году российскими предприятиями выпущено 12,68 млн доз вакцин для собак и кошек, в 2022-м — 14,98 млн доз. Рост производства составил 18%, говорят в Россельхознадзоре. При этом и эти вакцины не доходят до потребителей. В декабре Союз предприятий зообизнеса провел опрос среди своих участников — представителей ветеринарных клиник — и выяснил, что все врачи испытывают сложности не только с иностранными вакцинами (во многих регионах их нет уже много месяцев), но и с отечественными аналогами.
Предлагаемые Россельхознадзором Рабифел и Мультифел-4 не отгружаются вовсе или попадают в клиники в мизерном количестве, совсем не достаточном для покрытия потребностей. Отечественные производители в этих условиях ссылаются на необходимость долгосрочного планирования объемов производства. Остается надеяться, что ситуация изменится в этом году.
В некоторых регионах вместо привычных вакцин от иностранных и российских производителей стали появляться чешские вакцины. По декабрьской информации Россельхознадзора, чешская компания Bioveta в 135 раз увеличила ввоз в Россию вакцин для собак и кошек Биокан и Биофел — с 18 тыс. доз в 2021 г. до 2,44 млн доз. Кроме того, врачи рассказывают о загадочных поставщиках популярных препаратов с маркировкой, не переведенной на русский язык. От лекарств «из чемоданов» при всём желании помочь животным лучше отказаться.
Россельхознадзор уже успел сообщить о выявлении в обороте вакцины Нобивак® Rabies с маркировкой на иностранном языке и обратил внимание на то, что за сбыт или ввоз в Россию в целях продажи контрафактных лекарственных средств предусмотрено уголовное наказание.
В будущем году преодолеть дефицит препаратов зарубежного происхождения вряд ли удастся, отмечают поставщики. Усложняет ситуацию требование о предоставлении GMP-сертификата при процедуре ввода в гражданский оборот с 1 сентября 2023 года.
При этом в некоторых странах, поставляющих препараты в Россию, до сих пор не сертифицирована ни одна площадка. Неуслышанными остались и просьбы иностранных производителей увеличить сроки для ввоза штаммов для депонирования в целях заключения необходимых соглашений, разработки документации, организации ввоза и проверки подлинности штаммов.
В этих условиях российские производители, на первый взгляд, оказываются в выигрышном положении. Однако отрасль до сих пор остается без необходимой поддержки: несмотря на то, что Минсельхоз уже согласился на введение собственного ОКВЭД для производства ветеринарных препаратов для включения отрасли в федеральные программы поддержки сельхозпроизводителей, на конец года ситуация не изменилась.
Позитивные сдвиги тоже пока не доходят до потребителя. Так, подведомственный Минпромторгу ФГУП «Эндофарм» получил регистраци-онное удостоверение на ветеринарный Кетамин-ЭНДОФАРМ. Однако применять его смогут лишь те клиники, которые имеют лицензию на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии.

А таких в России пока немного. Проблема усложняется тем, что подавляющее большинство клиник работает в формате ИП, для которого получение такой лицензии просто невозможно. Тем не менее для российских производителей 2022-й стал годом, когда государство наконец обратило больше внимания на отрасль. Итогом этого стало начало разработки национальной программы «Ветфарма 2030» (об этом было объявлено на первом заседании подкомитета по развитию ветеринарной фармацевтической отрасли «Деловой России») и концепция развития отрасли производства лекарственных средств для ветеринарного применения, утвержденная Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, посвящённого проблемам ветеринарной отрасли. Программный документ предполагает оптимизацию регуляторного законодательства с целью поддержки устойчивого развития отечественных производителей, сокращение издержек отечественных производителей, применение льготных тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергия, газоснабжение, водопользование, перевозки и т.д.) для отечественных производителей ВЛС, а также оказание организационной помощи при приобретении сырья, материалов, комплектующих для производства ВЛС и сбыте продукции, в том числе и на внешних рынках. Насколько быстро удастся воплотить благие планы в жизнь, и когда это смогут почувствовать конечные потребители — наши питомцы, оценить пока сложно.