Антирабическая лаборатория ООО «НовиСтем»* и ее официальный представитель ООО «НС-Рабиес» (* с 2018 года ежегодно проходит аккредитацию в референтном центре по бешенству OIE Nancy Laboratory for Rabies and Wildlife ANSES (Франция) и имеет право выдачи международного сертификата.)
Россия остается одной из немногих стран мира и Европы, где фиксируются сотни случаев бешенства среди животных. Его возбудитель — вирус бешенства — хорошо изучен, но все еще является проблемой для России. Главная особенность бешенства — 100% летальность!
От момента заражения до проявления клинических признаков заболевания может пройти от нескольких дней до нескольких лет, при этом очень часто клиническое проявление может «камуфлироваться» под менингит или энцефалит. Но зачастую симптомы классические: боязнь воды, света, агрессия и паралич. Как только выявлены симптомы, можно начинать обратный отсчет до однозначной и мучительной смерти.
Единственный способ защитить питомца (и человека) от бешенства — профилактическая вакцинация. Казалось бы, что может быть проще? В РФ зарегистрирован целый ряд антирабических вакцин (среди которых отечественные и зарубежные) как для животных, так и для человека, однако при этом бешенство продолжает наносить ущерб.
Все еще продолжают гибнуть сельскохозяйственные животные, домашние животные и люди. Что же не так и в чем причина того, что, несмотря на наличие главного оружия (вакцин) в борьбе с этим недугом, мы все еще продолжаем страдать от данной напасти?
Как ни странно, первая и основная причина — отсутствие именно эффективной вакцинации. Точнее, постоянного контроля эффективности этой вакцинации.
Если для новоявленного COVID-19 определены защитные титры антител, в мировой общественности активно обсуждаются эффективные и неэффективные вакцины, как, когда и кому надо вакцинироваться, то для бешенства такая дискуссия не ведется. Хотя так же, как и с вакцинами против COVID-19, есть вариабельность эффективности вакцинации (помните: 100% защитных вакцин не существует!). Есть активный и ослабленный иммунитет у вакцинируемых людей и животных, есть генетическая предрасположенность и много других фак- торов, которые влияют на эффективность вакцинации.
Таким образом, необходимо не просто вакцинироваться, а в обязательном порядке контролировать эффективность вакцинации, ведь сама по себе вакцинация — не гарантия защиты от бешенства.
Только ЭФФЕКТИВНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ, подтвержденная поствакцинальным уровнем защитных антител к вирусу-возбудителю, может стать ГАРАНТИЕЙ ЗАЩИТЫ!
Но есть очень и очень большой нюанс!
Если для контроля эффективности вакцинации достаточно сдать кровь и проверить титры антител с помощью иммуноферментного анализа — ИФА (а лабораторий, владеющих данной методикой, в России — тысячи), то для контроля эффективности вакцинации от бешенства нужны штаммы вируса бешенства, клеточные культуры, люминесцентный микроскоп и люминесцентные зонды. То есть все то, что задействовано в тестах RFFIT (Rapid Fluorescent Focus Inhibitiontest, Smith et al., 1973; Zalan et al., 1975) и FAVN (Fluorescent Antibody Virus Neutralisationtest, Cliquet et al., 1996). Именно эти тесты длительностью несколько суток — ЕДИНСТВЕННЫЕ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ эффективные экспресс-тесты контроля поствакцинального иммунитета к вирусу бешенства. Но эти тесты непопулярны и делаются по большей части ВЫНУЖДЕННО. В одних случаях — для научного или личного интереса (что крайне редко).
В других и массовых случаях — как тест FAVN для животных — делают, потому что ТРЕБУЮТ. Но не отечественные контролеры и регуляторы, а зарубежные страны!
Именно требования зарубежных стран предъявлять сертификат об эффективной вакцинации заставляют путешествующих владельцев хвостиков делать этот тест.
И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после вакцинации ИМПОРТНОЙ ВАКЦИНОЙ, что также является требованием принимающей страны. При этом минимальный уровень антител к вирусу бешенства, который указывается в сертификате, должен быть не ниже 0,5 МЕ/мл, но даже он фиксируется не у всех исследуемых животных (см. ниже).
Важно также знать, что отечественная система аккредитации лабораторий по методам RFFIT и FAVN отсутствует. Фактически лаборатории, которые имеют право осуществлять данный тест, аккредитованы только на международном уровне — в референтном центре по бешенству OIE Nancy Laboratory for Rabies and Wildlife ANSES (Франция). При этом во многих постсоветских странах таких лабораторий просто нет. России повезло: у нее есть 3 (три) таких лаборатории.
Всего три.
Оценка антирабического иммунитета собак в зависимости от вакцины (данные антирабической лаборатории ООО «НовиСтем» за 2022 г.)

Согласно результатам исследования ветеринарного подразделения «Инвитро» Vet Union, более 93% российских ветеринарных клиник испытывают дефицит препаратов и вакцин для животных (https://www.forbes.ru/forbeslife/463335-bolee-93-rossijskih-vetklinik-ispytyvautdeficit-preparatov-i-vakcin).
Подобный дефицит антирабических вакцин в РФ разделил владельцев животных на две группы:
– первая вакцинирует свое животное от бешенства исключительно с целью защиты, используя преимущественно отечественные вакцины, при этом представители данной группы в большинстве своем не осуществляют контроль эффективности вакцинации;
– вторая: кроме защиты, владельцы беспокоятся о том, чтобы животное сохраняло статус «выездного», вакцинируя исключительно иностранными вакцинами (так как это требование принимающих стран), чаще всего используются следующие вакцины: Nobivac R (MSD Animal Health, Нидерланды), Nobivac RL (MSD Animal Health, Нидерланды), Defensor-3 (Zoetis Inc., США), Rabisin (Boehringer Ingelheim, Франция), Eurican DHPPi2-LR (Boehringer Ingelheim, Франция) с последующим контролем эффективности вакцинации.
Учитывая, что выработка антител может зависеть от ряда факторов (качество вакцины, иммунный статус животного и даже порода), только вакцинация (без определения уровня антител к вирусу-возбудителю) не дает гарантию, что животное защищено от бешенства.
При этом данные в контролирующие лаборатории поступают только от второй группы (от «выездных»). И даже там, где владельцы максимально мотивированы получить нужный им результат, все неоднозначно. Так, согласно результатам (см. рисунок), полученным в ходе исследований в антирабической лаборатории ООО «Новистем» (г. Белгород, Россия), у около 2% кошек и 7% собак после вакцинации иностранными вакцинами не вырабатывается минимальный защитный уровень антител (0,5 МЕ/мл), а у отдельных пород собак эта цифра может доходить до 20%. Что творится в первой группе — вопрос открытый, но, скорее всего, печальный.
Кроме того, владельцу животного также важно знать, что антирабический иммунитет не является пожизненным.
Чтобы не бояться бешенства, минимизировать риски как для себя, так и для питомца, необходимо придерживаться двух простых правил: вакцинировать домашних собак и кошек, даже если они не выходят из квартиры, и осуществлять контроль наличия титра антител.
При несоблюдении второго правила вакцинация будет походить на русскую рулетку. Бешенство рядом, но от него нужно и возможно защититься ЭФФЕКТИВНО! Не играйте в «русскую рулетку» — обязательно вакцинируйте всех своих питомцев, проверяйте эффективность вакцинации и БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!