То, о чем давно говорили, свершилось в конце декабря 2023-го. Сколько бы отрасль ни пыталась отсрочить распространение системы маркировки на ветеринарию и зообизнес, государство приняло решение, что новой системе прослеживаемости быть. Вышли два постановления Правительства Российской Федерации, запустившие эксперименты по маркировке для ветеринарных препаратов и кормов. Стартовавшие 25 декабря 2023 года эксперименты продлятся до 31 августа 2024 года.
Что это значит для отрасли?
Введение маркировки лишний раз доказало, насколько важно отрасли консолидироваться. Получение информации из первых рук стало привилегией крупнейших игроков и участников отраслевых союзов. По традиции в авангарде общения с представителями новой системы был Союзпредприятий зообизнеса. Сразу после новогодних праздников были организованы две встречи для участников СПЗ с «Оператором-ЦРПТ», оператором единой национальной системы маркировки.
16 января получить из первых рук информацию о ходе эксперимента и задать интересующие их вопросы смогли российские производители и импортеры ветпрепаратов, оптовики, представители ветаптек и ветклиник.
Участникам рассказали, что до 15 февраля Минпромторгом должны быть разработаны и утверждены требования к информационной системе, а также требования к обеспечению защиты информации, содержащейся в информационной системе, и информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в рамках эксперимента. До 29 февраля будут разработаны методические рекомендации по проведению эксперимента и план-график проведения эксперимента.
Ход эксперимента будет оцениваться в промежуточном докладе Правительству до 15 апреля и итоговом докладе до 31 июля.
Одной из целей проведения эксперимента является оценка необходимости внесения изменений в нормативно-правовые акты. Первое обсуждение эксперимента в рабочей группе показало, что, возможно, потребуется менять законодательство в связи с необходимостью нанесения кода data matrix на потребительскую упаковку.
Еще одна цель эксперимента — определение готовности информационной системы по получению части информации из уже существующих реестров. Информационная система эксперимента должна научиться «общаться» с действующими реестрами Россельхознадзора.
Кроме того, эксперимент должен помочь в тестировании технологий в части нанесения маркировки на потребительскую упаковку. Но так как уже 17 товарных групп подлежат обязательной маркировке, в части нанесения маркировки и программного обеспечения многое уже сделано.
В ходе эксперимента раз в месяц будет собираться проектно-экспертная группа, модератором которой выступает Минпромторг. Здесь участники эксперимента будут обсуждать вопросы, требующие решения, вместе с другими органами — Минсельхозом, Россельхознадзором и т.д. Два раза в месяц или чаще собирается рабочая группа для участников эксперимента, здесь обсуждаются возникающие проблемы, задаются вопросы.
Для ветеринарных препаратов будет использоваться структура кода маркировки, аналогичная медицинским препаратам. Код состоит из 4 групп данных: 1-я группа данных — глобальный идентификационный номер торговой единицы (GTIN), который производители и импортеры должны будут зарегистрировать в системе GS1 и завести карточку товара в национальном каталоге «Честный знак»; 2-я группа данных — индивидуальный серийный номер торговой единицы из 13 символов (он может быть сгенерирован автоматически или задан вручную производителем или импортером); 3-я и 4-я группа данных — крипточасть кода маркировки, которую автоматически генерирует оператор информационной системы и который защищает сам код маркировки от подделок. Если в процессе эксперимента станет ясно, что предлагаемый код невозможно нанести на часть препаратов из-за маленького размера упаковки, можно использовать код с короткой структурой данных, как это используется для БАДов и антисептиков.
Как происходит эксперимент?
Производители и импортеры регистрируются в системе с электронной подписью руководителя (в дальнейшем для работы она не потребуется) и создают описание товара (регистрируют карточку товара на ветпрепарат). По итогам заполнения карточки становится понятно, на какую единицу потребительской упаковки будет заказываться код маркировки от оператора. Производители и импортеры заказывают и получают коды маркировки, наносят его на упаковку, предварительно преобразовав в картинку data matrix.
После нанесения информация об этом вносится в информационную систему (отчет о нанесении кода маркировки). После этого необходимо подать документ ввода в гражданский оборот, после чего становится доступна операция по регистрации сведений об обороте. Затем с оформлением передаточного документа можно передавать препараты контрагентам. Подписанный с двух сторон универсальный передаточный документ (УПД) через систему электронного документооборота передается в информационную систему эксперимента. На конечном этапе при розничной реализации в ветаптеке при пробитии чека необходимо просканировать код data matrix.
Фискальный документ при этом отправляется оператору фискальных данных. От него сведения о продаже маркированного товара поступают в информационную систему эксперимента. Ветклиники будут подавать документ с причиной вывода из оборота через личный кабинет информационной системы или через API товарно-учетной системы ветклиники.
Для упрощения работы производителей и импортеров есть процесс агрегирования, когда несколько потребительских упаковок объединяются одним кодом идентификации транспортной упаковки, что позволяет не передавать и не сканировать каждый код маркировки при передаче контрагентам.
Участие в эксперименте ни к чему не обязывает. Но оно необходимо в том числе для того, чтобы держать руку на пульсе и участвовать в рабочей группе. На время проведения эксперимента оператор бесплатно предоставляет коды маркировки. Участниками эксперимента могут стать производители, импортеры, оптовики, розница, ветклиники, организации, осуществляющие разведение животных (кроме КФХ).
17 января состоялась встреча, посвященная эксперименту по маркировке кормов для непродуктивных животных. В первую очередь представители ЦРПТ остановились на плюсах участия в эксперименте перед введением обязательной маркировки: информирование обо всех законодательных новеллах, участие в регулярно собирающейся на площадке Минпромторга рабочей группе, возможность влиять на итоговые правила маркировки. Такая рабочая группа — площадка представителей отрасли с проактивной позицией, которые готовы в узком кругу обсуждать осуществляемые процессы, вместе определять, как лучше отражать их в системе маркировки. Именно на этой площадке можно проработать все особенности отрасли, чтобы маркировка учитывала ее специфику.
В ходе эксперимента идет отработка всех основных процессов маркировки — тестируется полная цепочка прохождения товара, от производства вплоть до выбытия на кассе. Можно подобрать оборудование, подходящее конкретным производственным линиям, провести обучение персонала и адаптироваться к новым процессам.
Эксперимент предполагает плавную подготовку к обязательной маркировке с бесплатным предоставлением кодов и оборудования.
В эксперимент на данный момент попадают корма и лакомства (исключение составляют кормовые добавки). Как отметили в ЦРПТ, несмотря на то что группа кормов достаточно обособленная, опыт маркировки в других товарных группах показывает, что код можно нанести на все виды упаковки для кормов. В ходе встречи были рассмотрены особенности трех видов нанесения кода: типографским способом, прямое нанесение (в этом случае производитель обретает полную автономность, он не зависит от типографии, используя печатающее устройство у себя на одной или нескольких линиях) и этикетирование с нанесением этикетки на упаковку. Для каждой упаковки предоставляется уникальный код, но возможно зашить информацию о целом ряде кодов в едином транспортном коде (для транспортной упаковки).
На встрече были рассмотрены типы оборудования, которые потребуются для нанесения маркировки на производстве, представлены типовые сроки внедрения маркировки для малых и крупных предприятий. Кроме того, в ходе встречи участники смогли получить ответы на свои вопросы, обсудили нюансы нанесения кода на паучи, какие данные печатаются при типографском методе, как происходит работа с кодами при браке, что происходит с кодами при утилизации возвращаемой продукции, кто заказывает коды при контрактном производстве и т.д. После таких ознакомительных встреч последует работа в рабочих группах. В состав группы по маркировке кормов и ветпрепаратов вошла и генеральный директор СПЗ Татьяна Колчанова.