27 марта в ТПП РФ обсудили введение маркировки для ветеринарных препаратов и кормов для питомцев. Впервые мероприятие с данной тематикой проходило с таким широким привлечением участников: благодаря открытой регистрации и наличию онлайн-формата услышать выступления представителей Минпромторга и ЦРПТ смогли 200 зообизнесменов со всей страны.
Круглый стол был организован Советом по развитию потребительского рынка ТПП РФ, Комитетом по развитию агропромышленного комплекса ТПП РФ и Союзом предприятий зообизнеса. Отраслевому объединению, которое в этом году отмечает свое 20-летие, вновь отведена особая роль во взаимодействии бизнеса и власти.
Благодаря сотрудничеству СПЗ с оператором системы маркировки «Честный знак» была достигнута договоренность о компенсации части затрат на оборудование небольшим производителям, для которых даже небольшие инвестиции в маркировку могут быть существенны. Компенсация в размере 50% затрат будет действовать при заказе одного из четырех типовых комплектов оборудования, которые были сформированы оператором совместно с интеграторами специально для производителей кормов для домашних животных.
Олег Тухватуллин, заместитель директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга, рассказал о необходимости системы маркировки и о плюсах, которые уже фиксируются для категорий, где маркировка уже действует. Он коснулся целей маркировки и планов ведомства по внедрению системы в новых товарных категориях.
В круглом столе также принял участие Сергей Ситкин, директор департамента производственных решений Центра развития перспективных технологий — оператора государственной системы маркировки «Честный знак».
Руководитель группы социально значимых товаров ЦРПТ Егор Жаворонков подвел промежуточные итоги эксперимента в отношении ветпрепаратов. На данный момент протестированы все типы нанесения на все типы упаковки, нанесение кода маркировки на основные форм-факторы ветеринарных препаратов. Важно, что в ходе эксперимента были выявлены исключения из маркировки — вакцины в сосудах Дьюара, внесены предложения в проект правил обязательной маркировки. Уже протестированы процессы нанесения кода маркировки на п/п производителей и на таможенном складе с импортером.
Также сформирован атрибутивный состав карточки товара на ветеринарный препарат. Одной из основных целей маркировки стала отработка бизнес-постановки по интеграции системы маркировки с внешними информационными системами. Уже сформированы процессы по интеграции с реестром регистрационных удостоверений ветеринарных препаратов Россельхознадзора и системой «Цербер». Кроме того, Жаворонков сообщил, что с участниками эксперимента уже проработаны предложения по кодам ТН ВЭД и ОКПД2.
Эксперимент еще не завершен, и представителям «Честного знака» еще многое надо сделать. В частности, предстоит протестировать полные цепочки прослеживаемости ветеринарных препаратов на всех каналах продаж/реализаций, сформировать перечень таможенных складов для маркировки препаратов и выполнить интеграцию с информационной системой Россельхознадзора.
В ходе круглого стола Тимур Чибиляев, исполнительный директор Национальной ветеринарной ассоциации (НВА), рассказал об основных претензиях производителей к введению маркировки. По его словам, сейчас потребители (в том числе из АПК) ждут новых препаратов, которые могли бы заменить иностранные аналоги, ушедшие с рынка, а производителям придется изыскивать средства на внедрение маркировки из финансов, которые могли бы быть инвестированы в разработку новых продуктов и расширение производства для удовлетворения потребностей сельхозхолдингов и ветеринаров, работающих с мелкими домашними животными. В этих условиях НВА выступает за перенос сроков вступления системы маркировки в силу.
Отвечая на претензии производителей, Жаворонков рассказал о наличии беспроцентной рассрочки для производителей на три года. Первый год оплата не требуется, далее предусмотрена оплата равными частями. Таким образом, менять свои финансовые планы на этот год отечественным компаниям не придется.
Татьяна Колчанова, генеральный директор Союз предприятий зообизнеса, обратила внимание бизнеса на то, что перенос сроков на данный момент выглядит маловероятным. В связи с этим отраслевой союз бросает все силы на обеспечение взаимодействия с «Честным знаком» для выработки приемлемых (насколько возможно) условий для внедрения маркировки. В этих условиях предприятиям следует сосредоточиться на отработке процессов в ходе эксперимента, чтобы к дате вступления маркировки быть в полной боевой готовности. Напомним, что обязательной регистрация производителей в системе маркировке станет уже 1 сентября 2024 года, а 1 октября станет обязательным нанесение маркировки.
Юлия Кузьмина, руководитель управления безакцизной пищевой продукции ЦРПТ, рассмотрела ход эксперимента в группе кормов для питомцев. Она сообщила, что в ходе эксперимента рассматриваются основные виды упаковки влажных и сухих кормов, а также лакомств. Особое внимание уделено паучам — сейчас тестируется надежность нанесения кода маркировки этого популярного вида упаковки кормов.
Кузьмина подробнее рассказала об условиях компенсации половины расходов на оборудование небольшим компаниям. Предложение касается предприятий МСП, зарегистрированных в системе «Честный знак» и действует только для типовых комплектов оборудования из перечня (только одного комплекта оборудования на одного участника.) Также требуется наличие у участника действующего ЭДО и предоплата оборудования единоразовым платежом. Были рассмотрены и четыре основных комплекта: для ручной маркировки при объеме выпускаемой продукции в смену до 3000 единиц, для маркировки с ручным аппликатором и ТСД (до 5000 единиц), комплексное решение с автоматизированным рабочим местом для ручной маркировки (до 5000 единиц) и решение по маркировке для автоматизированных линий (до 50 000 единиц).
СПЗ продолжает держать руку на пульсе и следит за ходом эксперимента в категориях ветпрепаратов и кормов, участвуя в регулярно проводимых рабочих группах, где рассматриваются конкретные сложности и вопросы, с которыми сталкиваются участники эксперимента.