Проект федерального закона «О поддержке экспорта» разработан в целях совершенствования системы государственной поддержки экспорта, предоставления конкурентоспособных и доступных для широкой массы предпринимателей мер государственной поддержки экспорта. Проект подготовлен на основе анализа потребностей российских экспортеров и их партнеров с учетом мировой практики поддержки экспортных проектов.
В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует комплексное нормативно-правовое закрепление недавно созданной государственной системы поддержки экспорта и механизма взаимодействия государственных и негосударственных институтов поддержки экспорта.
При этом наблюдается дублирование норм в действующих законодательных актах, регулирующих отдельные аспекты внешнеэкономической деятельности. Имеют место пробелы в законодательстве, требующие разработки новых подходов и принципов к регулированию системы поддержки экспорта, определению правового статуса ее элементов, принципов и механизмов их взаимодействия. Разбросанность и разрозненность правовых норм, регламентирующих вопросы поддержки экспорта, по отдельным нормативным правовым актам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, осложняет их эффективное применение для предпринимателей ввиду большого массива актов.
При этом с учетом проводимой работы по модернизации системы поддержки экспорта назрела необходимость в разработке комплексного законодательного акта, объединяющего в себе как действующие нормы, так и новеллы, позволяющие в совокупности с действующим правовым регулированием создать единообразную правовую систему норм в сфере поддержки экспорта.
Проект федерального закона определяет:
– цели и принципы государственной политики в области поддержки экспорта;
– функции и полномочия в области поддержки экспорта Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти по поддержке экспорта, субъектов Российской Федерации и Внешэкономбанка, а также его дочерних лиц, осуществляющих поддержку экспорта;
– устанавливает особенности правового положения и деятельности Центра поддержки экспорта (Российского экспортного центра);
– круг участников системы поддержки экспорта;
– виды меры поддержки экспорта (финансовые и нефинансовые) и порядок их финансирования.
Проектом федерального закона в правовое регулирование вводится ряд понятий, такие как: различные виды экспорта – «сырьевой», «несырьевой», «высокотехнологичный», «инновационный», «экспорт услуг». Формулируются фундаментальные цели и принципы государственной политики в сфере поддержки экспорта, а именно: непрерывность осуществления, эффективность и информационная открытость при применении мер поддержки экспорта.
В контексте определения структурной подчиненности участников системы, закрепляются полномочия Правительства Российской Федерации по разработке приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта, утверждению целевых показателей и критериев оценки эффективности мер поддержки, а также осуществлению координации деятельности участников системы поддержки экспорта на федеральном и региональном уровнях. В целях осуществления управления и координации деятельности различных субъектов в области поддержки экспорта предлагается определить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта.
Проект федерального закона определяет правовой статус негосударственных институтов поддержки экспорта. Так, Внешэкономбанк осуществляет реализацию комплекса мер по поддержке экспорта, в том числе, через созданное Внешэкономбанком дочернее акционерное общество «Российский экспортный центр» (далее – Центр поддержки экспорта).
Проект федерального закона регулирует правовой статус Центра поддержки экспорта и его деятельность по предоставлению ряда мер финансовой и нефинансовой поддержки, которые предоставляются российским экспортерам товаров и услуг, а также российским субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранным контрагентам по соответствующим сделкам, а также российским, иностранных кредитным организациям, международным финансовым организациям, осуществляющих финансовую поддержку указанных лиц.
В проекте федерального закона раскрываются понятия и принципы организации финансовых мер поддержки экспорта, таких как финансирование экспорта в форме кредитования, обеспечение исполнения обязательств в рамках экспорта, страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, международные факторинговые операции, субсидии для стимулирования экспортного потенциала из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
К нефинансовым мерам поддержки экспорта проект федерального закона относит такие меры, как поддержка выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности, рекламных и имиджевых мероприятий за рубежом, поддержка регистрации и/или правовой охраны за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и/или товаров и услуг, поддержка осуществления сертификации товаров (работ, услуг) на зарубежных рынках, информационно-консультационная поддержка, консультационно-техническая и организационная поддержка торговых представительств Российской Федерации в иностранном государстве (государствах), реализация информационных программ в сфере экспортной деятельности, обеспечение защиты интересов и законных прав экспортеров на внешних рынках, создание единого портала поддержки экспорта.
Принятие законопроекта позволит сформировать единую нормативную базу, регулирующую систему государственной поддержки экспорта на уровне Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, а также институтов развития.
С проектом закона можно ознакомиться на сайте Союза предприятий зообизнеса.