Автор: В. Чернышева, исследователь отдела продаж и обслуживания клиентов исследования потребительских панелей GFK Rus
Среди российских владельцев собак все еще силен тренд на кормление своих питомцев едой собственного приготовления. Данные исследований потребительской панели GFK показывают, что покупателями упакованных промышленных кормов для собак за период с ноября 2020-го по октябрь 2021 г. являются 47% российских семей. Из всех владельцев собак 33% покупают сухой корм, 33% — влажные рационы.

В ноябре 2020-го — октябре 2021 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года в сфере кормов для собак наблюдается замедление роста денежных объемов. Данный показатель увеличился на 5,1%, что ниже инфляции, в то время как в прошлом периоде рост составлял 17%. Продолжает расти сектор влажных кормов — на 12,4%, в то время как сухой стагнирует.

Натуральные объемы (кг) кормов для собак стагнируют в сравнении с прошлым периодом. Объемы сухого корма показывают отрицательную динамику, рост влажных рационов значительно замедлился.

Причиной снижения натуральных объемов сухого корма стало падение частоты покупки, которое не было компенсировано средним объемом покупки.

В период ноября 2020-го — октября 2021 г. динамика объемов покупок кормов и их форм выпуска (сухих и влажных) значительно отличается у владельцев собак, в зависимости от размеров питомцев. В рассматриваемый период владельцы больших собак (весом от 10 кг) снижают потребление сухих и влажных рационов.
В то же время у владельцев маленьких собак (весом до 10 кг) наблюдается рост потребления влажного корма.

В ноябре 2020-го — октябре 2021 г. зоомагазины стали основным каналом, теряющим объемы. Это негативно отразилось и на натуральных, и на денежных объемах категории в целом.
В рассматриваемом году покупатели больше переключались на онлайн каналы и реже ходили по магазинам, поэтому интернет стал каналом номер один по продажам кормов для собак, сместив зоомагазины. Его доля выросла на 3 п.п. Владельцы больших собак и в прошлом году чаще покупали корм онлайн, в 2021 году этот канал еще больше укрепил свое положение. Владельцы же маленьких собак по-прежнему предпочитают покупать корм офлайн.

В период с ноября 2020-го по октябрь 2021 г. происходит стагнация категории. Причинами послужили сокращение объемов потребления корма из-за уменьшения частоты покупки владельцами больших собак, а также снижение потребления корма для собак, приобретаемого в зоомагазинах. И, несмотря на рост интернет-магазинов, благодаря переходу покупателей в онлайн, это не смогло скомпенсировать потери.
У исследуемой категории остается потенциал для развития путем привлечения и возвращения владельцев больших собак обратно в категорию. Также сохраняется еще один драйвер роста — переключение с кормления продуктами собственного приготовления на промышленные корма, который не был реализован в этом году.
Статья основана на данных потребительской панели ГФК. Выборка панели составляет 20 000 семей и является репрезентативной для населения России в целом. Респонденты панели регистрируют все свои покупки товаров FMCG, принесенные домой, в том числе корма для кошек и собак.