Новые требования распространяются на товары, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, а также на их упаковку. Конкретный список товаров установит Правительство (есть проект постановления, список товаров огромный – одежда, текстильные изделия, резиновые изделия, упаковочная тара, техника и многое другое). Правительство также должно будет определить ставки по каждой группе товаров, а также порядок взимания сборов.
Производители, импортеры товаров утилизируют отходы самостоятельно или заключают договор с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами или платят экологический сбор. Норматив утилизации для каждой группы товаров устанавливает Правительство РФ. На данный момент согласно проекту Постановления Правительства РФ в среднем норматив утилизации отходов от использования товаров в год составляет 5-10%. Если производитель или импортер товара не выполнил норматив по утилизации полностью, то он уплачивает экологический сбор на не хватающую часть объема отходов.
Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров. Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки. Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации.
Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
По мнению «ОПОРЫ РОССИИ» размер экологического сбора может быть чересчур велик. Необоснованно высокий размер экологического сбора повлечет рост потребительских цен и рост теневого рынка. Помимо дополнительных расходов, связанных с исполнением производителями и импортерами новой обязанности, увеличится и административная нагрузка на предпринимателей, связанная с декларированием выпускаемых, импортируемых и экспортируемых товаров, отчетностью по количеству утилизированных отходов, разработкой внутренних систем учета и контроля и т.п.
Отдельного внимания заслуживает фактическая монополизация рынка услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, что чревато негативными последствиями для предприятий, являющихся операторами по обращению с отходами. Введение института региональных операторов, которые получают, в соответствии с новым регулированием, исключительное право заключать договоры с собственниками отходов в конкретном регионе, приведет к необоснованной монополизации рынка услуг в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами со всеми негативными последствиями в виде роста цен и административных издержек. Кроме того, законом предусматривается, что тарифы, помимо обеспечения получения региональным оператором прибыли, будут покрывать расходы на реализацию инвестиционных и производственных программ, что позволяет сделать вывод о хроническом росте ставок экологического сбора и соответственно неуклонном увеличении финансовой нагрузки на предпринимателей.