Зооритейлеры Алтайского края не разделяют опасений своих федеральных коллег, которые уже заявили, что граждане стали сокращать расходы на содержание домашних животных. По мнению алтайских бизнесменов, положение в регионе вряд ли сможет еще ухудшиться.
Как рассказал «Известиям» председатель правления Союза предприятий зообизнеса Кирилл Дмитриев, объемы продаж зоомагазинов по России в целом снизились до 70 %. Причиной такого падения называют подорожание закупочных цен импортных кормов и снижение спроса. Представители бизнеса на федеральном уровне замечают, что россияне стали экономить на содержании домашних животных, кормят их кашей или тушенкой и не покупают игрушек, ошейников, расчесок и других сопутствующих товаров. Кризис также повлиял и на желание граждан приобретать самих питомцев. К примеру, в Москве спрос на собак упал в 2–3 раза, а питомники практически перестали разводить догов, ротвейлеров, кавказских овчарок и другие крупные породы. Поэтому предполагается, что уже более 50 % зоомагазинов может закрыться уже весной 2015 года.
Между тем владельцы зоомагазинов в Барнауле пока не заметили существенного снижения спроса на товары для животных. Так, директор торговой сети «Аквамир» Михаил Васильев рассказал, что в настоящее время объемы продаж кормов, аксессуаров и другой продукции в компании не сократились, а по некоторым статьям даже увеличились. Проблема в большей степени возникла в связи с повышением закупочных цен у импортных и отечественных производителей. Стоимость российских товаров увеличилась на 15-20 %, в то время как импортные поставщики в связи с валютными «скачками» продемонстрировали еще большую разницу в ценах в сравнении с прошлым годом. Однако этот факт не слишком беспокоит предпринимателя, поскольку прямой угрозы бизнесу пока не наблюдается. «В Алтайском крае и так положение уже хуже некуда, поэтому колебания по сравнению с другими регионами России у нас минимальные. Мы всегда готовы к худшему, но в целом положение стабильное», – признался спикер.
Руководство торговой сети «Джунгли» согласно, что оттока клиентов пока нет. «Если незначительные колебания и были, то скорее это связано с какими-то субъективными факторами, к примеру, сезонным характером продаж, от которого никуда не уйти. Так, каждый год в феврале происходит подорожание кормов, и нынешний год не стал исключением, поэтому в общем-то некоторое падение могло быть закономерным», – поделились в компании.
При этом директор компании «ЗооМир» Константин Ледовских все же отметил, что некоторое падение спроса было, однако его можно считать незначительным. Он также поддержал своих коллег из «Аквамира» по вопросу повышения закупочных цен, но отметил, что пока переориентации с импортных товаров на отечественные не планируется в связи с тем, что российские производители не так много могут предложить в этой сфере. «Мы стараемся жить одним днем и надеемся, что завтра будет не хуже», – пояснил предприниматель.
Как бы там ни было, в алтайском ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С.Н.Старовойтова, где помимо прочего выпускают корм для собак, уже отметили рост интереса заказчиков к этой продукции. Компания собирается увеличить объемы продаж и активно продвигать собственную продукцию в России. «Уже сейчас комбинатом отправляются большие партии кормов в Москву и Санкт-Петербург. И хотя расширение ассортимента пока не планируется, мы уверены, что сложившаяся в данный момент ситуация на рынке позволит нам нарастить производство», – прокомментировала менеджер предприятия по реализации кормов для животных Ксения Черномазова.