2 февраля на «нулевых» чтениях законопроекта, вносящего поправки в закон «О ветеринарии» от 14 мая 1993 года, участники дискуссии пришли к решению создать специальную рабочую группу, которая доработает документ перед внесением в Госдуму. Участники дискуссии отметили, что поправки устанавливают дополнительные административные барьеры для участников рынка.
Законопроект, предложенный депутатами ГД, уточняет полномочия Российской Федерации в части разработки, утверждения и актуализации ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде, с установлением форм бланков (в том числе электронных) и с техническими требованиями к ним; по содержанию свиней в личных подсобных хозяйствах граждан Российской Федерации; идентификации и учета сельскохозяйственных животных в Российской Федерации; по осуществлению профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных, иных мероприятий и карантина, устанавливающих обязательные для исполнения требования и процедуры. Необходимо отметить, что действующие ветеринарные правила были разработаны и приняты в 70-80 годы прошлого столетия и морально устарели.
«Основная масса правил были приняты в 80-ые гг. Часть правил была принята в текущем столетии, но не прошла регистрацию в Минюсте. Актуальность точечных изменений не подлежит сомнению. Это позволит преодолеть те вызовы, которые сегодня есть в данной сфере», — описал статус-кво президент «Российского птицеводческого союза», член ОП РФ Владимир Фисинин.
О точечных изменениях в действующий закон говорила и Директор Департамента ветеринарии МинсельхозаСветлана Дресвянникова. Она призвала всех собравшихся поддержать принятие этих поправок, так как без их внесения в закон Минюст не регистрирует правила по борьбе с особо опасными болезнями, в частности АЧС, правила карантина и многие другие, отсутствие которых негативно влияют на эпизоотическую ситуации в стране.
Директор по качеству X5 RetailGroup Светлана Чебарова отметила, что законопроект, если будет принят в текущем виде, влечет существенные издержки для бизнеса ввиду наличия неопределенности по принципиальным моментам. Так, поправки устанавливают избыточный перечень продукции, подлежащей ветеринарной сертификации, применение которого приведет к увеличению конечный цены продуктов. «Закон в данной редакции экономически нецелесообразен и не решает главной своей задачи — гармонизации законодательства в этой сфере», — заключила Чебарова.
Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин считает, что законопроект ведет к увеличению административной неопределенности. «Мы знаем, что коррупция — это бизнес на административных препонах. Если есть неопределенность, то надзорные ведомства, как правило, трактуют ее в свою пользу. Поэтому прежде, чем принимать поправки, нужно будет оценить степень их регулирующего воздействия», — призвал он.
Участники заседания подвергли критике отсутствие в проекте терминов и определений, использование которых в нормативном акте без расшифровки приведут к неоднозначным толкованиям тех или иных норм закона.
Генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова отметила, что еще в 2007 году в Комиссию по административным барьерам в Минэкономразвития СПЗ представил барьеры в ветеринарии и зообизнесе, главным из которых было отсутствие в законе о ветеринарии понятийного аппарата, в частности, разделения животных на «продуктивных» и «непродуктивных». Эта позиция была поддержана и Правительственной Комиссией по административной реформе, результатом которой было распоряжение Правительства РФ № 299-р, устанавливающее сроки внесения изменений в действующий закон о ветеринарии – ноябрь 2010 года. В частности, в распоряжении содержалось требование о введении понятий «продуктивные (сельскохозяйственные) животные» и «непродуктивные животные (животные-компаньоны)», «продукция животного происхождения» (разграничив при этом сельскохозяйственное сырье и изготовленную из него продукцию и товары, в том числе с высокой степенью переработки); внедрение электронной системы оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов; дифференциацию процедур регистрации кормовых добавок в зависимости от новизны используемых активных или вспомогательных веществ, технологий, эквивалентности ранее зарегистрированным кормовым добавкам, а также с учетом уровня потенциальной опасности для животных кормовых добавок.
В ответ на это выступление Светлана Дресвянникова пояснила, что все эти требования заложены в так называемом большом законе «О ветеринарии», еще раз подчеркнув, что в настоящее время вносятся точечные поправки.
Председатель комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий ОПЕвгения Уваркина согласилась, что поправки могут привести к дополнительным издержкам для бизнеса. «Один из главный трендов Общественной палаты, о котором неоднократно говорил ответственный секретарь палатыАлександр Бречалов, — минимизация административных барьеров для бизнеса. Мы должны приложить все усилия для того, чтобы подготовленные поправки не усложнили положение предпринимателей».
По итогам «нулевых» чтений Уваркина предложила создать рабочую группу под руководством академика Владимира Фисинина для оперативной доработки поправок.
Источник: Союз предприятий зообизнеса