Кошки — любимые питомцы в нашей стране. Россия — одна из самых «кошачьих» стран мира. Почти в каждой второй российской семье есть кот или кошка. При этом у четверти владельцев живет две или больше кошек. Поэтому кошек значительно больше, чем любых других домашних животных. Таким образом, российский рынок кормов для кошек является одним из самых важных и привлекательных в мире. В каком же положении он сейчас находится и как развивается?
Данные исследований GfK показывают, что категория кормов для кошек на протяжении последних лет развивается быстрее рынка FMCG в целом и показывает одни из самых высоких темпов роста среди всех категорий.
График 1. Темпы роста кормов для кошек и FMCG в целом в денежном выражении, в % к предыдущим 12 месяцам
Основным источником роста для категории является переключение владельцев кошек с кормления домашней едой на специализированные корма. Все больше семей, в которых есть кошка, хотя бы иногда покупают промышленный корм. Поэтому количество покупателей категории растет. Те семьи, которые уже являются покупателями корма, увеличивают долю промышленного корма в рационе своего питомца, что приводит к увеличению покупок корма для кошек.
График 2. Основные показатели покупательского поведения в категории «корма для кошек». Источник: Данные потребительской панели GfK, городская и сельская Россия, сравнение годового периода с октября 2015 г. по сентябрь 2016 с аналогичными периодами 2014–2015 гг.
По данным GfK, доля владельцев кошек, покупающих промышленные корма, достигла уже 80 процентов, но потенциал роста категории сохраняется, особенно в сельской местности и небольших населенных пунктах.
График 3. Доля владельцев кошек, покупающих корма, в зависимости от размера населенных пунктов. Источник: Данные потребительской панели GfK, городская и сельская Россия, за годовой период с октября 2015 г. по сентябрь 2016
Большинство покупателей корма за год приобретают и сухой, и влажный корма. 20% покупателей кормят животных только сухим кормом.
График 4. Доли покупателей корма для кошек по комбинациям сухого и влажного корма за год. Источник: Данные потребительской панели GfK, городская и сельская Россия, за годовой период с октября 2015 г. по сентябрь 2016
Но при этом в деньгах влажный корм составляет большую долю продаж категории.
График 5. Доли сухого и влажного корма в продажах (в рублях) корма для кошек. Источник: Данные потребительской панели GfK, городская и сельская Россия, за годовой период с октября 2015 г. по сентябрь 2016
Как и на уровне FMCG в целом, рост категории кормов для кошек в основном происходит в каналах современной торговли, тогда как продажи в традиционных магазинах и рынках снижаются. Самая высокая доля в продажах категории у дискаунтеров. Их доля особенно увеличилась за последний год в связи со снижением покупательской способности в нашей стране. Важнейшим каналом для категории являются специализированные магазины. На них приходится около четверти продаж категории и основная доля продаж премиальных кормов. Кроме того, можно отметить динамичный рост интернет-покупок кормов для животных в целом и кормов для кошек в частности: этот канал продаж демонстрирует сегодня наибольшие темы роста среди всех каналов. И он становится все более важным, особенно в крупных городах.
График 6. Доли каналов торговли в продажах (в рублях) корма для кошек, %. Источник: Данные потребительской панели GfK, городская и сельская Россия, сравнение годового периода с октября 2015 г. по сентябрь 2016 с аналогичными периодами 2014–2015 гг.
Продажи кормов для кошек растут стабильно высокими темпами. Основными источниками роста категории, по данным исследований потребительской панели GfK, являются привлечение новых покупателей и увеличение потребления корма текущими покупателями.
Рост категории поддерживается всеми основными сегментами. Увеличиваются продажи и сухого, и влажного корма, и стоит отметить, что большинство покупателей в течение года приобретают оба вида кормов. Что касается ценовых сегментов, то продажи экономичных сегментов корма растут в дискаунтерах, а специализированные магазины активнее развивают продажи более дорогих кормов.
Исследования GfK показывают, что, несмотря на высокие темпы роста категории в последние годы, у кормов для кошек по-прежнему есть высокий потенциал для развития и увеличения продаж. Дальнейший рост категории будет связан с продолжающимся переключением владельцев кошек на кормление промышленными кормами, потенциал может быть в небольших населенных пунктах и сельской местности. Кроме того, можно ожидать, что будет расти вовлеченность покупателей в категорию, что может привести к постепенной премиумизации категории.