
Перебои с поставками зарубежных кормов для собак и кошек в Россию в период эпидемии COVID-19 вызывают одновременно и смех и слезы, утешает одно: что правительство разрешило торговать промышленными кормами в период карантина, признав их товарами первой необходимости, хотя без казусов в некоторых регионах не обошлось.
Под дамокловым мечом Россельхознадзора зоомагазины и поставщики кормов живут уже более двух лет. Обнаружив ужасно опасный ГМО в кормах, ведомство решило наказать не конкретных производителей, а ряд стран, производящих корма и кормовые добавки для продуктивных и непродуктивных животных. Летом 2021 года дополнительный запрет был связан с разгулом АЧС и гриппа птиц, а также с недостаточной термической обработкой при производстве, техническими ошибками в отборе поставщиков ингредиентов, качество сырья которых не соответствовало принятым критериям.
Интересно, что многие зарубежные корма не только тихо и мирно продавались в России десятки лет (причем их качество было подтверждено органами Россельхознадзора), но и приносили хорошую прибыль зоомагазинам, в том числе малому и среднему бизнесу регионов. Благодаря развитому ассорти менту владелец животного мог выбрать именно то, что ему нужно. На «запрещенке» выросло не одно поколение российских животных, в том числе чемпионов международного класса.
Потенциал рынка кормов для кошек был и остается огромным. Даже при самых приблизительных расчетах, в России в домах проживает свыше 40 млн домашних кошек.
Доля потребления зарубежных кормов, по статистике Россельхознадзора, невысокая и корма российского производства могут без проблем их заменить. Вот только хватит ли качественного сырья и ингредиентов? Витамины, аминокислоты, многие функциональные добавки почти на 100% импортные… Сейчас в России сложилась неблагополучная ситуация с гриппом птиц и африканской чумой. К сожалению, заболевшие животные должны сжигаться, а значит, мясного сырья может не хватить, а это важно для таких облигатных хищников, как кошки.
НАМ НЕ НУЖЕН ГМО
Выявление незарегистрированных в России ГМО-компонентов от зарубежных производителей продолжается. В 2021 году Россельхознадзор выявил 98 таких случаев, 76 из которых пришлись на Канаду, 11 — на Китай, 7 — на Германию. Тем зарубежным предприятиям, которые поработали над своими ошибками, ввоз кормов был временно разрешен. Помочь своим экспортерам вызвались местные государственные органы. В частности, согласно предписанию, выпущенному Главным управлением по здоровью животных и ветеринарных препаратов Министерства здравоохранения Италии (DGSAF № 7/I.5.h.g/8), перед экспортом в РФ компании должны выявлять качественные и количественные показатели ГМО-компонентов в каждой партии кормов и докладывать о результатах в Службу ветеринарного контроля. Тестирования проводятся по стандарту ISO 17025 в трёх аккредитованных лабораториях, что отвечает требованиям российской стороны.
Так как тема ГМО является довольно скользкой и спорной в научной среде, были изысканы новые способы воздействия на нерадивых иностранных производителей. Лично я считаю этот подход более конструктивным, но относящимся больше к поставщикам ингредиентов, чем к самим брендам кормов.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ СЫРЬЯ — КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ВСЕЙ ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА КОРМОВ
Потребитель должен знать, что он покупает. Написано на этикетке «курица» — значит, должна быть курица, а не форель или свинина. Скандалы, связанные с фальсификацией дорогостоящих ингредиентов, происходят постоянно во всем мире, и бороться с данным явлением необходимо не только ради сохранения честного имени производителя, но и в целях предотвращения заноса возбудителей заболеваний в нашу страну.
Если ранее проверки велись в основном в области комбикормов, то теперь они дошли до продукции для непродуктивных животных. И вот итоги. В 2021 году ведомство выявило 63 факта несоответствия заявленному сырьевому составу импортных кормов для животных из Франции (17 случаев), Италии (15), Бельгии (12), Германии (11), Испании (4) и других государств ЕС. По данным ведомства, аналогичные нарушения обнаружены в кормах, ввезенных из Сербии (35 случаев) и Канады (14).
Фальсификация сырья — очень сложный репутационный вопрос для бренда корма, как нового, так и давно известного в ряде стран мира. Бороться с проблемой следует сообща: владельцам брендов подавать в суд на поставщиков (считаю, что в этом вопросе адвокатскую поддержку должна частично оказывать страна-производитель), нужны дополнительные независимые лаборатории, куда завод может обратиться за экспертным заключением. Хотя заводы проверяют своих поставщиков, обеспечить 100%-ную защиту от фальсификата невозможно.
Россельхознадзор располагает хорошо оснащенными лабораториями и мог бы помогать отслеживать нечистоплотных поставщиков, и наоборот — честных предпринимателей с хорошим сырьем, которых можно было бы вносить в национальный реестр проверенных поставщиков. Проблема некачественного сырья актуальна не только в других странах, но и в России!
Одна из проблем — увеличение веса сырья. Вот тут технолог завода должен быть всегда на страже. Например, зерно кукурузы можно легко полить водой из шланга еще в грузовике. В итоге оно будет нагреваться и преть, создадутся условия для размножения микотоксинов. Об этом печальном случае несколько лет назад мне рассказал технолог из одной европейской страны, который лично наказал тем же резиновым шлангом нерадивого рабочего за этот проступок и забраковал партию.
К сожалению, подделывать в кормах возможно очень много ингредиентов: рыбную, мясную, мясо-костную муку, соевые продукты, даже аминокислоты. Для увеличения содержания протеина в рыбную муку вводили мочевину, в мясную муку — продукты переработки (гидролизаты пера, шерсти и шкур). Были случаи, когда выявляли, что свиная мука состояла из смеси птичьей и перьевой муки.
Так как рыбную муку подделывают достаточно часто, разработаны тест-наборы для выявления в ней мясокостной муки.
Добавление перьевой муки в рыбную, мясную и мясокостную муку является одним из наиболее частых способов фальсификации. Мука из речной рыбы содержит низкий уровень протеина, поэтому если ее переработать на экструдере с перьевой мукой, получится ингредиент с более высоким содержанием протеина.
Если раннее в арсенале контролирующих органов были только микроскопы и спектрометрия на выявление аминокислотного профиля, то сейчас можно выявить ДНК животных и растений, ставшими ингредиентом корма. И это на пользу владельцам брендов, которые могут узнать всю подноготную о сырье.
Но всемогущее исследование ДНК также может дать ложный след. Например, если анализ выявил ДНК жвачных в конкретном корме, это еще не говорит о том, что вместо птицы туда положили говядину (или буйволятину): возможно, просто в рецептуру ввели некоторое количество молочного порошка.
Выявить молочный порошок можно дополнительно специализированными экспресс-тестами или определением бета-лактоглобулина.
Наличие волокон определенной структуры (курицы, свинины, говядины, рыбы и др.) можно оценить визуально под микроскопом. Но сейчас уже появилось такое изобретение, как соевый структурированный белок…
Традиционно в состав кормов для собак и кошек включались курица, индейка, баранина (ягненок), лосось, реже утка и нежирная свинина.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ
В 2021 году разработан Национальный стандарт Российской Федерации «Мука кормовая животного происхождения для производства кормов для непродуктивных животных» (дата введения 2021.07.01).
Стандарт разработан впервые ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН по заказу Ассоциации производителей кормов для домашних животных (АПК). Настоящий стандарт распространяется на кормовую муку животного происхождения (мясокостную, мясную, из гидролизованного пера), предназначенную для производства кормов для непродуктивных животных.
Документ вводит ряд определений. В том числе: Кормовая мука животного происхождения для производства кормов для непродуктивных животных — это продукт различной степени измельчения, получаемый из продуктов убоя убойных животных и птицы для убоя, в том числе пищевых и непищевых белковых отходов, конфискатов, малоценных субпродуктов, кости, животного жира и прочих, допущенных органами ветеринарного надзора для переработки на кормовую муку.
Конфискат — туши/тушки, части туши/тушки и органы убойных животных и птицы для убоя, признанные органами ветеринарного надзора непригодными для пищевых целей и допущенные для производства кормовой и технической продукции.
Мясокостная мука — кормовая мука животного происхождения для производства кормов для непродуктивных животных, изготовленная методом термической обработки и измельчения мякотного сырья, кости, мясокостного сырья. К мякотному сырью относят мякотные и слизистые субпродукты, животный жир, ветеринарные конфискаты и другие. Допускается различное сочетание сырьевых компонентов при изготовлении мясокостной муки.
Мясная мука — кормовая мука животного происхождения для производства кормов для непродуктивных животных, изготовленная методом термической обработки и измельчения мякотного сырья. Допускается при изготовлении мясной муки добавлять кость менее 10% от общей массы сырья.
Мука из шквары — мясная мука, изготовленная методом сушки измельченной шквары (фузы), полученной после вытопки жира-сырца.
Мука из гидролизованного пера — кормовая мука животного происхождения для производства кормов для непродуктивных животных, изготовленная из пера птицы для убоя методом измельчения и гидролиза.
Антимикробная добавка — вещество, добавляемое при изготовлении кормовой муки животного происхождения для производства кормов для непродуктивных животных с целью замедления и (или) подавления микробиологической активности.
Антиокислитель — технологическая добавка, предназначенная для замедления процесса окисления и увеличения сроков годности кормовой муки животного происхождения для производства кормов для непродуктивных животных.
Посторонние примеси — насекомые и их части, грызуны и их части, камни, песок, земля, пластмасса, картон, бумага, щепки, текстиль, веревки, неперемолотое сырье, а также прочие вещества и предметы, нехарактерные и неиспользуемые в рецептуре кормовой муки животного происхождения для производства кормов для непродуктивных животных, кроме металломагнитных примесей.
Кормовую муку в зависимости от состава сырья подразделяют:
– на мясокостную;
– мясную (включая муку из шквары);
– из гидролизованного пера.
Мясную и мясокостную муку в зависимости от перерабатываемого сырья подразделяют на муку, состоящую:
– из всех видов птицы для убоя;
– всех видов убойного скота;
– кроликов.
Примечание: Максимальная массовая доля примеси муки из других видов убойных животных и/или птицы для убоя, которые не использовались в производстве, но их наличие полностью исключить невозможно, не должна превышать 5%. Таким образом, в муке может присутствовать ДНК других животных!
В зависимости от соотношения показателей питательности и качества мясокостную муку из птицы для убоя подразделяют на три сорта: 1-й, 2-й и 3-й;
мясокостную муку из всех видов убойного скота — на два сорта: 1-й и 2-й.
Согласно ГОСТ, в кормовой муке не допускается наличие пера (кроме муки из гидролизованного пера), шерсти, шкуры, крови, содержимого кишечника/желудка, вызванного нарушением предубойной выдержки, белков растительного происхождения, иных источников азота, не содержащихся в сырье животного происхождения, технологических и вспомогательных средств, лекарственных средств и посторонних примесей (кроме металломагнитной примеси).
Внимание! Важная информация!
Согласно новому документу, наименование кормовой муки, изготовленной из определенного вида убойного животного или птицы для убоя, должно включать в себя наименование вида убойного животного или птицы, используемых для производства этой продукции, или слова — производные от этих наименований. При производстве муки из двух или более видов убойных животных и/или птицы для убоя их указывают в маркировке состава в порядке убывания их массовой доли на момент производства.
ВОЙНЫ МАРКЕТОЛОГОВ
Любое сырье, которое может использоваться при производстве кормов может нести опасность. Нарушение режимов термической обработки может привести к заносу в страну гриппа птиц, АЧС.
Недостаточная термическая обработка мясной и мясокостной муки может привести к развитию сальмонеллеза и эшерихиоза, поэтому эти бактерии обязательно проверяют в данном сырье.
Иногда я слышу, как продавцы советуют купить корм с курицей, пугая обывателя ящуром и губкообразной энцефалопатией жвачных.
Эпидемии ящура в мире носят локальный характер и больше распространены в Азии. Российские коровы, коровы, овцы и козы в условиях промышленного выращивания получают специализированную вакцину (кстати, одну из лучших в мире) за счет государства, поэтому у нас все под контролем, как и в других странах.
Страхи по говядине утихли уже давно. Последний случай губкообразной эцефалопатии жвачных был зафиксирован в Великобритании в конце девяностых. В 2021 году запрет на ограничение использования мясокостной муки был снят во всем мире, однако должно соблюдаться правило межвидового различия (свиную муку нельзя скармливать свиньям, птичью — птице и т.д.). Жирность говядины в России составляет около 12,5–16,0% (большинство пород относится к молочно-мясным породам), в странах, где практикуется мясное животноводство — 23% и даже выше.
Теперь о свинине. Она ведь жирная очень! Да, это было актуально еще лет 20 назад. В промышленных масштабах разводят свиней беконного направления, жировая прослойка которых очень даже незначительная по сравнению с породами свиней сального направления (к сожалению, под угрозой исчезновения уже находится несколько пород, дающих вкуснейшее сало). Жирность мяса свиньи мясных и беконных пород составляет около 14–17%. Аминокислотный состав свинины практически идентичен баранине. В России свиньи содержатся в промышленных условиях в закрытых помещениях, куда ограничен доступ работников, получают по схеме вакцины и антигельминтики. Обнаружение свиного цепня в данном мясе фактически исключено.
Ягненок много раз выручал собак и кошек с аллергиями, так как этот вид корма используется редко. К плюсам баранины можно отнести привлекательный вкус, а также небольшое содержание в жире холестерина — 290 мг/кг против 750 мг/кг в говядине и 745 мг/кг в свинине. Но есть и ряд других моментов. Овцы и козы в силу своих биологических особенностей не могут содержаться в крупных закрытых комплексах и нуждаются в пастбищах.
Если специалисты хозяйства не следят за пастбищем и вовремя не обрабатывают скот, велика опасность заноса гельминтов, опасных для человека. Поэтому поставщики баранины должны проходить строгий ветеринарный контроль.
Утка — один из трендов кормов последних лет. Тоже может быть полезной как нетрадиционный источник протеина; эта птица довольно жирная, но вкусная (кстати, чем вкуснее мясо, тем оно жирнее).
Для справки, нежирная баранина содержит около 15–19% жира, буйволятина — 13–19%, индейка — 12– 13%, кролик — 11–13%, курица — 8,5%, утка — около 24%, телятина — 19–20%. Самое низкое содержание жира имеет конина (2,5%).
Впрочем, если на заводе работает хороший диетолог, он сбалансирует все ингредиенты корма так, что питомец страдать не будет.
РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
В Россельхознадзоре также обратили внимание отраслевых союзов и компаний, занимающихся в России продажей импортных кормов, на то, что они продвигают и реализуют потребителям не соответствующую заявленному уровню качества и безопасности продукцию. Со своей стороны Россельхознадзор «готов к конструктивному сотрудничеству, рассмотрению по существу всех поступающих обращений и продлению переходного периода для отдельных европейских компаний до 25 марта 2022 года. Однако это время необходимо использовать как компетентным ведомствам стран-экспортеров, так и российским импортерам для того, чтобы решить все обозначенные проблемы и представить этому убедительные доказательства», — заключили в ведомстве.
«Фальсификация информации о реальном составе корма и производителе используемого сырья, который может быть в принципе не аттестован на поставки в Россию, вызывает обоснованные опасения в безопасности таких товаров и создает риски заноса с продукцией таких болезней, как африканская чума свиней и грипп птиц», — добавили в ведомстве.
В настоящее время экспорт кормовой продукции в Россию без ограничений
из Франции, Норвегии, Италии, Финляндии, Ирландии, Австрии, Венгрии, Сербии, Китая, Швеции, Бразилии и других стран. Кроме того, временно разрешены поставки более чем 230 товарных наименований кормов и кормовых добавок 75 компаниям Германии, Испании, Нидерландов, Дании, Бельгии, Великобритании. В результате мыслимых и немыслимых усилий заводов, ведомств, импортеров и органов власти различных государств в 2021 году в Россию ввезено 140,9 тыс. тонн кормов для непродуктивных животных.
