Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации о представлении в Правительство Российской Федерации предложений по нормативно-правовому закреплению возможности проведения с 2015 года до момента принятия и вступления в силу федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре в Российской Федерации, эксперимента по «пилотному» внедрению риск-ориентированного подхода в деятельности отдельных контрольно-надзорных органов, включая предложения по перечню таких органов, Минэкономразвития России докладывает.
В целях организации исполнения указанного поручения в Минэкономразвития России 27 октября 2014 г. состоялось совещание с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, по итогам которого был предварительно определен перечень федеральных органов исполнительной власти, проявивших интерес к участию в эксперименте по пилотному внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. В указанный перечень вошли: Роструд, Росалкогольрегулирование, Россельхознадзор и МЧС России. Также о споем интересе заявил Роспотребнадзор.
Учитывая, что практическая реализация эксперимента по пилотному внедрению риск-ориентированного подхода ввиду наличия законодательных ограничений при осуществлении контрольно-надзорной деятельности потребует внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, Минэкономразвития России предлагает внести такие изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусмотрев полномочие Правительства Российской Федерации по определению видов государственного контроля и надзора, на которые может быть распространен режим эксперимента, территорий проведения эксперимента, а также полномочие по установлению особенностей осуществления мероприятий по контролю в рамках указанного эксперимента.
Предлагается введение новых понятий в закон №294-ФЗ:
оценка рисков причинения вреда – деятельность органов государственного контроля (надзора), а в случаях, установленных и федеральными законами, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по определению вероятности причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, обороне и безопасности государства, связанного с деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использованием ими производственных объектов, нарушениями указанными лицами обязательных требований, а также с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
классы опасности – классификация потенциальных негативных последствий причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, обороне и безопасности государства, по степени рисков причинения вреда, устанавливаемая для целей государственного контроля (надзора) в конкретных сферах деятельности на основе оценки рисков причинения вреда, анализа
результатов проведенных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, состояния соблюдения ими обязательных требований.
Деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, используемых ими производственных объектов по степени рисков причинения вреда подразделяется на следующие классы опасности:
1) чрезвычайно высокая степень потенциальной опасности
(I класс опасности);
2) высокая степень потенциальной опасности (II класс опасности);
3) значительная степень потенциальной опасности (III класс опасности);
4) средняя степень потенциальной опасности (IV класс опасности);
5) умеренная степень потенциальной опасности (V класс опасности);
6) низкая степень потенциальной опасности (VI класс опасности).
На основании оценки рисков причинения вреда плановые проверки проводятся со следующей периодичностью:
1) постоянно в отношении юридических лиц, производственных объектов, соответственно деятельность которых или использование которых представляет чрезвычайно высокую степень потенциальной опасности (I класс опасности);
2) не реже одного раза в год в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, соответственно деятельность которых или использование которых представляет высокую степень потенциальной опасности (II класс опасности). Правительством Российской Федерации определяется максимальное количество проверок, проводимых в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, соответственно деятельность которых или использование которых представляет высокую степень потенциальной опасности (II класс опасности);
3) не чаще одного раза в два года в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, соответственно деятельность которых или использование которых представляет значительную степень потенциальной опасности (III класс опасности);
4) не чаще одного раза в три года в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, соответственно деятельность которых или использование которых представляет среднюю степень потенциальной опасности (IV класс опасности);
5) не чаще одного раза в четыре года в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, соответственно деятельность которых или использование которых представляет умеренную степень потенциальной опасности (V класс опасности);
6) не чаще одного раза в пять лет в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, соответственно деятельность которых или использование которых представляет низкую степень потенциальной опасности (VI класс опасности). Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, когда в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, соответственно деятельность которых или использование которых представляет низкую степень потенциальной опасности (VI класс опасности), плановые проверки не проводятся.